Заметное «взросление» онлайн-пользователей начало проявляться в последние два-три года, отметили в Synovate Comcon. За прошедшее десятилетие онлайн-аудитория в России приросла на 58 процентных пунктов и по итогам 2014 года достигла 68% среди россиян от 10 лет и старше, живущих в городах с населением 100 тыс. чел. и более. Наибольший прирост онлайн-пользователей произошел внутри группы подростков и молодежи до 20 лет (89% в 2014 году, +75 процентных пунктов за десять лет). Медленнее всего Интернет становился нормой для аудитории 55+. Однако в этой группе уже каждый третий пользуется Интернетом хотя бы раз за три месяца (за десять лет +31 процентный пункт).
При этом пользование Интернетом остается по-прежнему характерным для жителей городов-миллионников, россиян с высшим образованием или ученой степенью, квалифицированных специалистов и занятых на руководящих постах. Но в 2014 году возрастные рамки расширились до 44 лет (в 2004 году пользование Интернетом было характерно для людей в возрасте 10-34 лет), а мужчины и женщины стали практически одинаково представлены в Сети (ранее для мужчин присутствие онлайн было более характерно, чем для женщин), отмечают исследователи.
Заметные изменения произошли и поведении интернет-пользователей. Если раньше онлайн-аудитория выходила в сеть преимущественно ради образования (за рефератами и информацией для учебы), а также за развлечениями (для прослушивания и скачивания музыки, программ и онлайн-игр), то теперь пользователи стали ориентироваться на информационный контент (погода и новости политики, а также информация о здоровье и медицине), хотя развлечения сохраняют аудиторию. Интересно, что для онлайн-аудитории 55+ кроме поиска и почты оказались наиболее актуальными социальные сети (44% группы пользуются ими), информация о погоде (41%), новостные сайты (19%), а также видеопорталы (12%).
Серьезно изменился и онлайн-шоппинг. Десять лет назад россияне чаще всего покупали в Интернете товары для развлечений: книги (почти треть онлайн-шопперов в 2004 году), компьютерную и аудиовидеотехнику (30%), а также видеокассеты и диски (22%). Теперь пользователи склонны покупать в Интернете одежду и обувь (36%), заказывать доставку еды (22%) и детские товары (19%).