Еще в 1996 году ученые показали, что зрительная кора головного мозга слепых может участвовать в решении задач, не относящихся к зрению, а именно, в чтении по Брайлю. Было предположено, что это происходит, поскольку обработка мелких деталей зрительных образов и распознавание конфигурации точек наощупь — родственные задачи. Но четыре года назад специалисты Института изучения мозга им. Патрика Макговерна при МТИ выяснили, что зрительная кора слепых также реагирует на устную речь, то есть предположительно участвует в решении не свойственных себе задач.
В ходе нового исследования, проведенного недавно, та же группа выяснила, что изменение функций зрительной коры слепых от рождения происходит очень рано, еще до четырехлетнего возраста. Исследование указывает на высокую пластичность детского мозга, благодаря которой регионы, обычно специализирующиеся на какой-либо задаче, могут адаптироваться, беря на себя совершенно другие роли. Исследователи получили косвенные подтверждения того, что в более позднем возрасте эта пластичность в значительной степени утрачивается.
Есть также указания на то, что когда затылочная доля у слепых переключается на обработку языковых функций, она частично разгружает от соответствующих задач фронтальную кору. Другие исследователи показали, что если подавить активность левой фронтальной коры, это влияет на языковые функции у зрячих, но не у слепых от рождения. Нейробиологи МТИ даже предположили, что если у слепого произойдет кровоизлияние в области левой фронтальной доли, то речевые функции у него сохранятся гораздо лучше, чем у зрячего; правда, эта гипотеза еще не проверена. Исследователи продолжают выяснять, насколько различные области мозга могут менять свои функции.