В ближайшие три года среднегодовые темпы роста облаков составят 20%, и к 2018 году рынок достигнет 151 млрд руб.
Аналитики компании Odin разделяют рынок облачных сервисов на четыре сегмента. На первом месте по-прежнему остаются инфраструктурные сервисы (IaaS). Объем рынка IaaS в 2015 году почти в два раза превысил ранее сделанные прогнозы и составил 33 млрд руб.
Уверенное второе место на облачном рынке занимают облачные бизнес-приложения (SaaS) с текущим объемом рынка в 25 млрд руб. Этот сегмент 2013 года вырос более чем втрое и будет демонстрировать самые быстрые среднегодовые темпы роста в 26%. К 2018 году его объем достигнет 51 млрд руб. и почти сравняется в денежном выражении с рынком IaaS. При этом самыми продаваемыми сервисами все эти три года останутся сегодняшние лидеры рейтинга – системы хранения и обмена файлами и онлайн-системы резервного копирования.
Рынок средств взаимодействия и совместной работы не только оправдал предсказанные ему самые быстрые темпы роста, но и превзошел их. С 2013 по 2015 годы этот сегмент вырос почти в 19 раз с 1,1 млрд руб. до 19 млрд руб. В лидерах останутся инструменты мгновенной коммуникации, такие как Skype for Business; кроме того, вырастет количество компаний, использующих виртуальные АТС, в основном за счет тех, кто мигрирует в облака с внутренних серверов, а также новых участников рынка.
Наконец, рынок веб-присутствия и веб-приложений вырос более чем в два с половиной раза — с 4,2 млрд в 2013 году руб. до 11 млрд руб. В России теперь уже у более чем одного миллиона небольших компаний есть свой веб-сайт. Лишь 12% из этих сайтов поддерживаются на внутренних серверах компаний, и 19% из них планируют переехать в облака в ближайшее время. Все остальные предприятия пользуются услугами хостинговых компаний. В будущем наиболее привлекательной нишей станут услуги мобильной оптимизации веб-сайтов.
Одним из самых главных факторов для выбора облачных сервисов становится их стоимость, а опасения за безопасность облачных данных снижаются. Рынок продолжит развиваться за счет компаний малого и среднего бизнеса, которые намерены мигрировать в облака. Сервис-провайдеры будут способствовать его развитию, если будут предлагать прозрачное ценообразование, высокую безопасность и квалифицированную поддержку пользователей.