В 2015 рынок смартфонов в России впервые сократился по итогам года. Россияне приобрели на 5% меньше «умных» телефонов, чем годом ранее. При этом в рублях продажи увеличились на 6% за счет роста цен. Всего по данным «Связного» в нашей стране в 2015 году реализовано более 26 млн устройств на сумму порядка 260 млрд руб. Доля смартфонов в общих продажах мобильных телефонов составила около 70% в количественном выражении и приблизилась к 95% в рублях.
При этом лидерами по продажам стал смартфоны компании Apple. Лидерство iPhone в кризисный год обеспечили несколько факторов, считают аналитики. Например, за первые девять месяцев 2015 года популярностью в «Связном» пользовались не только iPhone 6 и iPhone 6 Plus, но и iPhone 5s, а в определенные периоды — iPhone 4s. Таким образом, важным фактором стало присутствие iPhone во всех ценовых категориях свыше 15 тыс. руб. Еще одной причиной успеха является успешный старт в России iPhone 6s, что позволило Apple поставить рекорд на российском рынке смартфонов в 2015 году. На итоговые результаты года на российском рынке смартфонов также оказал влияние большой выбор программ рассрочки на iPhone, которые действовали в крупных розничных сетях, в частности в «Связном» и С-store.
Samsung остался на втором месте по продажам в деньгах с показателем около 25% — на позиции корейского бренда в России сильно повлияло исчезновение устройств компании из крупных розничных сетей во втором полугодии 2015 года. Как результат — провал в четвертом квартале, когда в России было продано на 27% меньше устройств бренда относительно октября-декабря 2014 года. В июле-декабре Samsung потерял 15% рыночной доли по сравнению с первой половиной 2015 года.
Третье место по доле рынка в России в деньгах впервые заняла Lenovo. Одновременно бренд продемонстрировал лучшую динамику роста – за год его доля в денежном выражении увеличилась более, чем вдвое (с 4% до 9%), а продажи выросли на 120%.
Lenovo также стала лидером по динамике продаж в натуральном выражении и по темпам роста доли рынка. В 2015 году россияне купили свыше 2,5 млн смартфонов Lenovo – это почти в вдвое больше, чем годом ранее. Доля компании в России увеличилась с 5% до 10%. В течение 2016 года китайский бренд может выйти на первое место по продажам в количественном выражении, предполагают в «Связном».