За первые два месяца действия так называемого закона «о забвении» компания «Яндекс» получила более 3600 обращений от 1348 человек. 30% из них — это жалобы на недостоверную информацию, 51% жаловались на достоверную, но по разным причинам устаревшую информацию, в частности 23% просили удалить сведения о погашенных судимостях. Еще 19% считали, что информация о них распространяется с нарушением закона, говорится в блоге «Яндекса».
Из всех обработанных обращений компания удовлетворила 27%, по 73% ответила отказом, в том числе по 9% — частичным отказом (удовлетворила требования в отношении части ссылок из обращения).
Такой низкий процент удовлетворения жалоб связан с тем, что «Яндекс» очень часто не может проверить, достоверна информация или нет, нарушает ее распространение чьи-то права или какие-либо законы. Например, поисковик не может проверить, обоснована ли просьба пользователя удалить ссылку на сайт, где его обвиняют в том, что он некачественно выполнил работу или взял деньги в долг и не вернул. Не может он и однозначно решить, признать ли устаревшей такую информацию, как, например, негативные отзывы о враче, даже если они сделаны довольно давно.
В результате для многих заявителей закон работает не так, как они ожидают: люди-то рассчитывают на то, что «Яндекс» сам установит достоверность информации или факт нарушения закона. Еще до принятия закона представители интернет-индустрии и эксперты обращали внимание на эту проблему, но в законе это учтено не было, отмечают в компании. В «Яндексе» считают, что закон в нынешнем виде требует значительной доработки, и обещают предложить комплексные поправки к закону, учитывающие опыт его применения, как только у них накопится достаточно информации.