В ближайшие два года следует ожидать решительных изменений в бизнесе, нацеленных на освоение и принятие цифровых технологий — такого мнения придеррживается большая часть респондентов, опрошенных экспертами Forbes Insights в ходе исследования «Как добиться успеха в преобразовании бизнеса с помощью цифровых технологий: данные мирового опроса представителей высшего руководства» («How to Win at Digital Transformation: Insights from a Global Survey of Top Executives»), организованного совместно с компанией Hitachi Data Systems. Около 49% из 573 топ-менеджеров крупнейших предприятий мира, принявших участие в опросе, высказали уверенность в том, что их организациям в предстоящие пару лет предстоит пережить серьезные изменения, связанные с освоением возможностей новейших информационных технологий и с преобразованием бизнеса с целью его адаптации к новым цифровым реалиям. Кроме того, около половины представителей крупнейших мировых предприятий заявили о том, что цифровая трансформация вошла в число ключевых стратегических приоритетов бизнеса.
Участники опроса считают, что цифровые преобразования способны обеспечить прорывную динамику бизнеса и рассматривают их как движущую силу, способную существенно повысить производительность предприятия, сократить сроки выхода продуктов и услуг на рынок, а также увеличить доходы в первую очередь благодаря внедрению новых бизнес-моделей, основанных на новейших технологиях.
Еще один важный вывод экспертов Forbes заключается в том, что реальную выгоду от цифровой трансформации ощущают те предприятия, руководители которых четко осознают систему взаимосвязей между сотрудниками, бизнес-процессами и технологиями, а также необходимость их синхронизации в ходе преобразований. Кроме того, эксперты выделили пять ключевых составляющих успеха цифровых преобразований.
- Преобразования должны получить наивысший стратегический приоритет. По мнению 50% респондентов преобразование бизнеса с использованием цифровых технологий является наивысшим стратегическим приоритетом. Около 51% опрошенных назвали инвестиции в новые технологии, необходимые для цифровой трансформации бизнеса, наивысшим приоритетом в области инвестиций на ближайшие два года. Также 51% топ-менеджеров заявили о том, что еще одним высшим инвестиционным приоритетом их предприятия видят расширение возможностей для работы с данными и аналитики.
- Ключевым ориентиром цифровых преобразований должно стать существенное улучшение бизнес-результатов. Основными движущими силами для выполнения этой задачи 41% респондентов считает новые бизнес-модели, 40% опрошенных — новые технологии. При этом именно способность к инновациям, по мнению 46% топ-менеджеров, расценивается как главный критерий для оценки успеха цифровых преобразований. Столько же — 46% — главным критерием успеха считают рост доходов предприятия, 43% — сокращение расходов.
- Необходимость раскрытия потенциала данных и средств аналитики. Подавляющее большинство (91%) опрошенных уже ощутили рост доходов хотя бы на 5% благодаря использованию данных и аналитики. Вместе с тем, менее половины компаний (44%) считают себя глубоко продвинувшимися или лидерами в области внедрения средств управления данными и аналитики. И лишь треть компаний полагают, что являются лидерами в области улучшения клиентского опыта и обслуживания заказчиков, достигнутого благодаря цифровой трансформации бизнеса.
- Важно, чтобы цифровая трансформация бизнеса охватила все предприятие. В настоящее время команды с участием представителей различных подразделений только в 40% компаний привлекаются к разработке стратегии цифровой трансформации и лишь в 35% компаний — в ее реализации. В основном же (в 50% и 54% предприятий соответственно) работы в этой области выполняются силами ИТ-подразделений.
- Компаниям необходимо найти баланс между технологическими и кадровыми ресурсами. Как показало исследование, 29% опрошенных относятся к технологиям как к новым трудностям, в то же время 56% считают, что они обеспечивают решающий вклад в успех цифровых преобразований. Большинство респондентов считает, что задачи по освоению «сложных» технологий должны решать люди — в первую очередь это касается найма новых сотрудников (57%) и проведения обучения внутри компании (54%). Чтобы технологии не превращались в проблему, человеческий фактор должен рассматриваться как важная составляющая успеха всей цифровой модернизации.
Внимание к данным и аналитике со стороны бизнеса во многом продиктовано нынешним соотношением интереснов на рынке, считает Ирина Яхина, директор по технологиям Hitachi Data Systems в регионе North EMEA: «Главная роль сегодня отводится потребителю: компании вынуждены предлагать покупателям перечень товаров и услуг, наиболее соответствующий их желаниям и потребностям. Чтобы «угадывать» желания своих клиентов, предприятия используют современные решения для аналитики, помогающие на основе информации, которую люди оставляет о себе в цифровых средах, составить четкий портрет потребителя».
Как следствие, существенно повышается роль ИТ-подразделений, расширяется и спектр решаемых ими задач: в ИТ-отделах появляются эксперты по Большим Данным и цифровые аналитики, обеспечивающие формирование новой культуры взаимодействия между бизнесом и технологиями и отвечающие за монетизацию накопленных данных и выявление идей по цифровому преобразованию бизнеса, способному принести компании значительную прибыль.