Институт статистических исследований и экономики знаний Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» провел исследование, в котором выяснил, насколько современные цифровые технологии проникли в деятельность российских кандидатов и докторов наук.
В рамках исследования были опрошены более 2 тыс. обладателей ученой степени, представляющих все области науки и занятых как в академическом секторе (НИИ и вузы), так и в промышленном производстве и сфере услуг.
Среди опрошенных кандидатов и докторов наук 85% регулярно применяют на практике навыки пользования компьютером и Интернетом, еще 10% используют их периодически. Случаи, когда кандидаты и доктора наук в своей профессиональной деятельности практически не работают с компьютером, единичны (как правило, это сотрудники старших и средних возрастов; большинство из них заняты в вузах). Навыки сбора и обработки данных с использованием ИТ регулярно задействуют 48% обладателей ученой степени, еще 33% — периодически.
Что касается продвинутых цифровых навыков, то о многих технологиях опрошенные как минимум слышали, однако спектр их практического использования еще весьма ограничен.
Самым известным «продвинутым» термином среди российских кандидатов и докторов наук оказался «анализ больших данных». Об этой технологии знают 57% обладателей ученой степени. На практике эту технологию хотя бы изредка использует каждый третий исследователь.
В перечень наиболее знакомых терминов также вошли машинное обучение, разработка пользовательского интерфейса, добыча данных, облачные и распределенные вычисления. С этими терминами знакомы чуть менее половины респондентов, а применяют на практике менее 25% опрошенных.
О нейросетях знают около 40% обладателей ученой степени, а реально используют их 14,4% всех опрошенных. 13,9% респондентов применяют реляционные и нереляционные базы данных при том, что знают этот термин 31% ученых.
Применение отдельных цифровых технологий значительно варьируется в зависимости от типа организации. Разработки пользовательских интерфейсов чаще заняты вне академического сектора, а большие данные и машинное обучение активнее применяют кандидаты и доктора наук, занятые в НИИ и вузах.