Российский рынок смартфонов в четвертом квартале 2017 года продолжил демонстрировать хорошую динамику, благодаря продажам новых моделей iPhone. Согласно исследованию IDC Worldwide Quarterly Mobile Phone Tracker, успешными оказались как iPhone 8 и 8 Plus, выпущенные в конце сентября, так и премиальная модель iPhone X, появившаяся в ноябре.
Выпуск новых моделей позволил Apple увеличить свою долю на общем рынке смартфонов до 20%. Доля компании за аналогичный период 2016 года составляла 10%.
Хотя большое количество продаж продукции Apple до сих пор приходится на бюджетные модели, предложение компании составляет немногим менее половины общего объема российского рынка смартфонов. В 2017 году выручка Apple в России достигла 2,6 млрд долл. (без учета НДС). Второе место занимает Samsung, чья выручка составила 1,5 млрд долл. При этом компания продала на 50% больше смартфонов, чем Apple.
По количеству проданных устройств Samsung занимает первое место на российском рынке. Второе место заняла компания Xiaomi со значительными поставками смартфонов на протяжении двух кварталов подряд. На третьей позиции компания Huawei — объем ее поставок также растет, хотя и менее выражено, чем у Xiaomi. Вместе два китайских продавца Xiaomi и Huawei теперь составляют более четверти рынка смартфонов на платформе Android в России, а их совокупные поставки обгоняют Samsung. Именно они получили максимальную выгоду от ухода компании Lenovo, которая не поставляла смартфоны в Россию в четвертом квартале 2017 года.
Отчасти благодаря Apple общая стоимость российского рынка смартфонов значительно выросла в 2017 году и приблизилась к докризисному значению 2014 года — по сравнению с 2016 годом рост, выражаемый в долларах, составил почти 25%.
Рост рынка обусловлен продажей 4G-устройств, которые стоят дороже, чем 3G-устройства, отмечают в IDC. В первом квартале 2016 года менее 50% смартфонов, продаваемых в России, были LTE-совместимыми, в то время как в четвертом квартале 2017 года этот показатель превысил 80%.
Главным фактором развития оказались сети четвертого поколения. Две из трех основных российских сетей сообщили, что LTE теперь составляет не менее половины их трафика данных.
Изначально Россия отставала от западноевропейских стран по внедрению мобильных технологий четвертого поколения. Отчасти это было связано с нехваткой частот, доступных для новых сетей. Затем потребительский переход на 4G-устройства замедлился после падения рубля в 2014 году. Сейчас российский рынок 4G догоняет рынок Западной Европы, и это выражается в быстром росте потребления мобильных данных, в частности, медиа- и видеоданных.