Неспособность работать в условиях тумана остается одним из главных препятствий созданию автоматизированных систем навигации, основанных на использовании видимого света, которые предпочтительнее радаров, так как имеют более высокое разрешение и способны считывать дорожные знаки и разметку.
В Массачусетском технологическом институте разработали систему, которая в ходе испытаний показала способность «проникать взглядом» на 57 см сквозь туман такой плотности, в условиях которой человек видит только на 36 см. Для сравнения, в реальных условиях видимость в тумане составляет в среднем 30-50 м. При этом система МТИ сохраняет способность различать объекты в условиях динамичного изменения характеристик тумана.
Ее основа — камера, испускающая ультракороткие лазерные импульсы и регистрирующая время возвращения отраженных фотонов. Исследователи показали, что независимо от плотности тумана время прибытия отраженного света отвечает определенной статистической закономерности — гамма-распределению. При этом для каждого из 1024 пикселов датчика камеры подсчитывается отдельное гамма-распределение, за счет чего и достигается преимущество системы перед предыдущими, которые не справлялись в условиях тумана переменной плотности: система МТИ выполняет свою задачу даже если каждый пиксел «видит» туман разных характеристик.
В ходе испытаний установка различала силуэты букв и деревянной фигурки сквозь такой густой туман, проникнуть через который невооруженным глазом не удавалось.