21 ноября в Москве состоялось открытие Недели российского Интернета — Russian Internet Week 2018.
В приветственной речи к участникам RIW 2018 первый заместитель руководителя Администрации президента РФ Сергей Кириенко перечислил меры, которые власти собираются принять для развития ИТ-отрасли в России. Поскольку главное богатство отрасли — это кадры, часть мер направлена на сферу образования. Он призвал российских «айтишников начать работать на государство» и «вместо того, чтобы жаловаться на законопроекты, самим разрабатывать проекты нормативных актов для отрасли». По словам Кириенко, власти считают ИТ-отрасль одним из локомотивов экономического роста страны, поэтому намерены продолжать способствовать ее развитию.
Чиновник упомянул и «специальные меры поддержки», которые власти готовы предложить ИТ-отрасли в связи с ее спецификой. Одной из таких мер является продление до 2023 года льгот по отчислениям в фонд оплаты труда — выплаты были снижены в два раза. В настоящий момент в министерствах и ведомствах обсуждается введение 50-процентного субсидирования процентной ставки по кредитам.
Также на Russian Internet Week 2018 директор РАЭК Сергей Плуготаренко и главный аналитик ассоциации Карен Казарян презентовали данные исследования «Экономика Рунета/Экосистема цифровой экономики России». По данным РАЭК, экосистема цифровой экономики формируется из нескольких составляющих, которые вносят различный вклад в ее формирование и развитие. Так, объем рынка электронной коммерции составляет 2 трлн руб., объем рынка маркетинга и рекламы составляет 250 млрд руб., объем рынка инфраструктуры и связи составляет 1,8 трлн руб., а объем рынка цифрового контента составляет 75 млрд руб.
Как отметил Плуготаренко, в 2018 году отмечен значительный рост вклада цифровой экономики и связанных рынков в ВВП страны — сегодня этот показатель равен 5,1%, рост составил 11% по сравнению с показателями прошлого года.
Кроме того, по данным РАЭК и ВШЭ, мобильная экономика продолжает оказывать существенный вклад в развитие экономики Рунета. Так, общее число рабочих мест, связанных с сектором мобильных приложений — 217 тыс., и по данному показателю наблюдается годовой рост в 24%.
По словам Казаряна, мобильная экономика продолжает расти и развиваться. Сегодня 97% компаний используют мобильные технологии в своей деятельности, что, безусловно, является одним из существенных драйверов развития данного сектора цифровой экономики.
В 2018 году РАЭК совместно с Gazprom Media Digital провели исследование рынка больших данных — данный сегмент цифровой экономики составляет 3 млрд руб.
Согласно данным исследования, проведенного Mediascope, в Рунете сегодня 90 млн. пользователей, 61% пользователей используют для выхода в сеть мобильные устройства, а сам портрет аудитории Рунета молодеет — сегодня 97% молодежи являются активными интернет-пользователями.
На открытие RIW было презентовано исследование «Экономика совместного потребления в России 2018: модели, отрасли, тренды». По оценке РАЭК и ТИАР-Центра, по итогам 2018 года совокупный объем основных отраслей экономики совместного потребления достигнет 511 млрд руб. и вырастет на 30% по сравнению с 2017 годом. Основной вклад в этот объем вносят C2C-продажи (72%), онлайн-биржи фрилансеров (19%), сервисы совместных поездок (карпулинг) и каршеринг (совокупно 5%), а также краткосрочная аренда жилья (2%).
В рамках RIW 2018 Ассоциация участников рынка больших данных и Институт развития Интернета подписали меморандум о сотрудничестве и взаимодействии участников рынка данных.
Участники соглашения намерены совместно разработать кодекс этики в области использования данных. Соглашение между Ассоциацией больших данных и ИРИ предполагает возможность присоединения и других участников рынка к работе по созданию кодекса этики, который позволит обеспечить права и интересы пользователей в сфере оборота данных. Стороны будут стремиться разработать текст кодекса к 1 августа 2019 года.
Также в рамках RIW 2018 компания Facebook впервые провела программу Boost Your Business для малого и среднего бизнеса в России.
Представители Facebook обсудили с предпринимателями возможности развития бизнеса в России в условиях цифровизации экономики, поделились лучшими практиками и историями успеха, а также проблемами, с которыми сталкиваются отечественные компании при построении своего бизнеса в онлайн. Также представители Facebook и Instagram провели серию тренингов на тему тенденций потребительского рынка и особенностей видеорекламы, построения бизнеса в условиях мобильной экономики, поделились рекомендациями по цифровизации бизнеса от владельцев успешного малого и среднего бизнеса в России.