В первом полугодии 2018 года от российских госорганов к Google поступило 19 192 запроса на удаление контента, следует из традиционного отчета Transparency Report, регулярно выпускаемого компанией. Всего от госорганов в мире за этот период Google получила 25 534 запроса на удаление контента.
Большинство запросов российских запросов в России — более 11 тыс., или 57%, — касалось «товаров и услуг, подпадающих под действие специальных законов». В соответствии с политикой Google к этой категории относятся алкоголь, азартные игры, лекарственные препараты и несанкционированные пищевые добавки, табачные изделия, пиротехнические средства, оружие и медицинское оборудование. В разделе «Условия и правила» на сайте Google указано, что сервисы интернет-компании запрещено использовать для продвижения перечисленных товаров и услуг.
Существенное количество запросов от российских госорганов (18%) на удаление контента касалось информации, защищенной авторским правом. Чаще всего претензии касались сервиса YouTube: к нему поступило более 14 тыс. запросов на удаление контента. Еще 3,7 тыс. приходилось на веб-поиск.
По сравнению с первым полугодием 2017 года количество запросов от российских властей выросло на 36%. При этом в первом полугодии 2017 года запросы на удаление касались 16 тыс. единиц контента, а в первом полугодии 2018-го — 182 тыс.
Эксперты, мнение которых приводит РБК, связали это с вступлением в силу закона об анонимайзерах: в России был принят пакет поправок в закон «Об информации, информационных технологиях и защите информации», регулирующий деятельность VPN-сервисов, анонимайзеров и иных средств, позволяющих получить доступ к ресурсам из реестра запрещенных. Владельцев таких сервисов обязали закрывать доступ к сайтам, внесенным в список запрещенных в России, иначе сам VPN-сервис или анонимайзер должен быть заблокирован.