Уже больше года конгресс проводит расследование в отношении технологических гигантов Facebook, Google, Amazon и Apple, злоупотребляли ли они своим доминирующим положением на рынке. Любой шаг одной из этих компаний может оказать глубокое и продолжительное воздействие на сотни миллионов людей, уверены конгрессмены.
На прошедшей неделе в Вашингтоне состоялось заседание юридического подкомитета по антимонопольной политике конгресса. На вопросы законодателей отвечали основатель Facebook Марк Цукерберг, создатель Amazon Джефф Безос, генеральный директор Apple Тим Кук и глава Aplhabet, материнской компании Google, Сундар Пичаи. В последний раз слушания такого масштаба проходили в 1998 году, когда перед конгрессом выступал основатель Microsoft Билл Гейтс.
Все эти компании объединяет схожее поведение на конкурентных рынках: они являются «узким горлышком» в основных каналах дистрибуции, в результате чего могут, например, извлекать ценные данные своих пользователей.
По версии конгрессменов, каждая из компаний использует свою инфраструктуру для отслеживания деловой активности конкурентов и использует эти данные в собственных целях, чтобы увеличить мощь на рынке. Доминирующие компании в состоянии производить новые инновационные продукты, однако в долгосрочной перспективе их положение убивает малый бизнес, производство и общий динамизм, которые служат двигателями экономики.
Так, конгрессмены считают проблемой тот факт, что Facebook поглотил своих крупных конкурентов — Instagram и WhatsApp.
Amazon обвинили в слишком агрессивной конкуренции. Компания контролирует 70% онлайн-продаж в США. Также конгрессмены увидели конфликт интересов в том, что Amazon продвигает собственные продукты, аналогичные тем, что предлагают сторонние продавцы маркетплейса.
Компании Google вновь указали на слишком тесное сотрудничество с Китаем. Также Google обвинили в заимствовании контента у других сайтов, чтобы пользователи оставались на страницах поисковика, а сама компания больше зарабатывала на рекламе.
Что касается Apple, конгрессменов смущает, что AppStore решает, какие приложения будут доступны пользователям. Кроме того, компания может менять правила платформы по своему усмотрению, без согласования с разработчиками, а также собирает пользовательские данные через собственную платежную систему, которую сторонние разработчики обязаны использовать в своих приложениях.