Госдума РФ на одном из завершающих заседаний на прошлой неделе приняла три законопроекта, призванные, по замыслу их авторов, сделать Рунет более прозрачным: «О внесении изменений в ФЗ «О рекламе», «О внесении изменений в закон «О СМИ» и ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», а также «О деятельности иностранных лиц в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на территории РФ».
Все три законопроекта были внесены в Госдуму в мае. Первая инициатива предполагает установить контроль над всей рекламой в российском сегменте Сети, вторая вводит обязательный подсчет всей аудитории Рунета, а третья обязывает зарубежные онлайн-площадки с ежедневной аудиторией в России от 500 тыс. человек открывать в России официальные представительства.
Все рекламные сообщения в Интернете должны будут помечаться соответствующим образом, следует из текста первого законопроекта. Рекламодатели и площадки должны передавать сведения обо всех проведенных рекламных кампаниях Роскомнадзору — напрямую или через выбранного оператора системы учета.
Сейчас в России нет системы, которая бы собирала всю информацию о рекламе в Интернете, при том что именно Интернет является крупнейшим медиа по привлекаемым рекламным бюджетам. Аудиторию Рунета также в обязательном порядке пока никто не считает: Mediascope делает это по собственной инициативе, ранее с измерителем отказывались сотрудничать «ВКонтакте» и «Яндекс». Инициатива депутатов предполагает создание уполномоченного Роскомнадзором измерителя, сотрудничать с которым будут обязаны все крупные площадки.