По мнению профессора Лондонской школы экономики Иена Энджела, ситуация на мировом рынке, спровоцированная ипотечным кризисом в США дает тому немало примеров, наиболее яркими из которых могут быть американский инвестиционный банк Bear Stearns и британский Northern Rock – эти финансовые институты фактически близки к коллапсу.
Энджелл известен своими мрачными прогнозами относительно негативных последствий использования технологий. На прошлой неделе он поделился своими взглядами в выступлении перед аналитиками по вопросам информационной безопасности на конференции Black Hat Europe в Амстердаме.
Проблема заключается в том, что информационные системы, применяемые в бизнесе, действуют, исходя из предположений, которые далеко не всегда соответствуют тому, что происходит в реальной жизни. Формируемые этими системами данные используются для принятия решений, что может привести к неверными выводам.
Энджелл утверждает, что необходимо по-новому взглянуть на цифровую защиту. Проблема заключается том, что установить, какие именно, – возможно, весьма незначительные - обстоятельства привели к нарушению защиты, можно только "задним числом", то есть по факту нарушения.
"Но каждая организация должна поддерживать коммерческую, социальную и технологическую обратную связь и осуществлять некое подобие контроля, - считает Энджелл. – Именно этим и должен заниматься менеджер по обеспечению информационной безопасности".
Высшее руководство многих компаний, однако, осознают эту необходимость только тогда, когда их ИТ-персонал (и другие сотрудники) действуют некорректно. Это означает штраф или, в худшем случае, тюрьму, как это произошло с Джеффри Скиллингом, генеральным директором компании Enron, который в 2006 году был приговорен к 24 годам тюрьмы за мошенничество с корпоративной отчетностью.
Отрадно отметить, что даже с появлением все более мощных, более сложных компьютерных систем, без умных людей по-прежнему не обойтись. Выводы, сделанные машинами, хороши ровно настолько, насколько корректны данные, которые у них имеются, а эти данные зачастую искажены или обманчивы. И как заметил Энджелл, люди верят в то, что они видят на экране. Он назвал это своего рода эффектом "стеклянного колпака".
Энджелл советует помнить о неопределенности. И быть внимательными в процессе анализа данных. В качестве иллюстрации Энджелл провел среди присутствующих забавный психологический эксперимент. Он показал видео, на котором шесть человек (трое из них одеты в белые футболки, а трое – в черные) перекидываются баскетбольным мячом. Энджелл спросил присутствующих, сколько раз передали друг другу мяч люди в белых футболках. Однако, получив ответ, он пояснил действительную цель эксперимента. Он попросил аудиторию еще раз посмотреть видео и обратить внимание на середину площадки. Оказывается, между игроками прошел человек в костюме гориллы, и его не заметил никто из тех, кто пытался сосчитать количество пасов.