В 2006 году известный автор и технологический мыслитель Дон Тэпскотт вместе с Энтони Уильямсом написал книгу Wikinomics: How Mass Collaboration Changes Everything ("Викиномика: массовое сотрудничество изменит все"). Книга, рассказывающая об экономике Web 2.0, до сих пор входит в список бестселлеров Amazon.com в разделах, посвященных организации связи и телекоммуникаций, Internet и развитию навыков взаимодействия. Впоследствии Тэпскотт и Уильямс добавили в книгу две новые главы, в которых дают руководителям предприятий советы по налаживанию массового сотрудничества. Эти главы увидят свет в новом издании книги. Недавно Тэпскотт, выполняющий сейчас обязанности генерального директора компании New Paradigm, дал интервью еженедельнику Computerworld, рассказав о том, какие трудности приходится преодолевать руководителям в процессе разработки и претворения в жизнь стратегий массового сотрудничества.
- Почему в заголовке вашей книги появился термин "викиномика"? Является ли это понятие одним из примеров массового сотрудничества?
Примеры у нас фигурировали в подзаголовке, а заголовок был найден с помощью техники "мозгового штурма", которую мы практикуем у себя в New Paradigm. На мой взгляд, значение приставки "вики" уже давно вышло за рамки обозначения программного обеспечения, и применяется она для описания нового уровня взаимодействия, которое приобретает сегодня масштабы массового явления.
- В начале книги вы приводите пример компании Goldcorp, которая использовала модель программного обеспечения с открытым кодом, для того чтобы геологи могли помочь ей найти вероятные места залежей золота в Канаде. С какими трудностями, препятствующими реализации аналогичных инициатив, пришлось столкнуться другим организациям?
Мы боимся всего, чего не знаем и не понимаем, и это в данной ситуации главное. Для того чтобы руководитель принял решение о движении вперед на основе нового подхода, у него должен быть опыт использования соответствующих средств. До тех пор пока он не начнет редактировать страницы Wikipedia, проводить вместе со своими детьми время в среде Facebook и размещать фотографии в системе Flickr, ему не удастся понять, чем же все-таки новая архитектура Web отличается от Web эпохи доткомов. У многих людей Internet по-прежнему ассоциируется с Web-сайтами, имеющими жесткую структуру, с просмотром размещенных там страниц. Но такой сеть Internet была 12 лет назад. У нас в New Paradigm запрещено говорить о Web-сайтах; теперь мы оперируем понятием «сообщества».
Далее, многие люди ошибочно полагают, что возможности Internet ограничиваются функциями социальных сетей, подключением к информационным ресурсам, созданием сообществ садоводов-любителей и размещением видео на YouTube. Все это было справедливо в 2006 году. Теперь же Internet открывает перед нами новые производственные горизонты. В технологиях произошли серьезные изменения, появились новые средства создания товаров и услуг, внедрения инноваций. Думаю, не будет преувеличением сказать, что происходящие события меняют вековой уклад деятельности компаний.
Но принципы викиномики носят парадоксальный характер. Этот парень из Goldcorp -- мой сосед. Житейская мудрость традиционно велит нам работать в тех рамках, которые мы для себя определили. Исходя из этого ему следовало бы заниматься геологией и привлекать к себе таланты из данной области. Но мой сосед решил пойти другим путем и обратить внимание на окружающих его коллег. Выяснилось, что местоположение потенциальных рудников лучше других определяли, как ни странно, не геологи, а... математики, консультанты и военные. Тогда мой приятель раскрыл секреты своей интеллектуальной собственности. Просто невероятно. Зачем? Но вспомните, корпорация IBM безвозмездно передала сообществу Linux интеллектуальную собственность, оцениваемую в сотни миллионов долларов. И это оказалось самым удачным решением за прошедшее десятилетие. Что касается компании Goldcorp, ее рыночная стоимость выросла с 90 млн долл. до 10 млрд долл. Причем большая часть этой добавленной стоимости была построена на доверии.
Мы отдаем предпочтение культуре контроля, а не культуре инициативы. Ищем способы управления рисками, исключающие прозрачность, пытаемся ужесточать контроль. Однако посмотрите на экономику: она покоится в каком-то замкнутом резервуаре. Если же мы начнем совместно использовать модели рисков, добьемся прозрачности финансовых моделей, то растущая волна поднимет все лодки и выведет нашу конкурентоспособность на новый уровень, причем в экономике не будет беспорядка. Правда, все эти принципы не по нутру руководству, большинство руководителей считают их неправильными. Однако результаты исследований, на которые было потрачено 9 млн долл., наводят на мысль о том, что в XXI веке у компаний появятся новые инструменты, с помощью которых они смогут добиваться успеха.
- И каким же образом руководству предприятий следует решать подобные вопросы?
В новую редакцию "Викиномики" мы добавили две главы, в которых описано, что нужно делать, для того чтобы двигаться вперед. Один из вариантов, предлагаемый New Paradigm, заключается в создании "викимастерской". Различные ресурсы вики, блогов, социальных сетей, тэгов, каналов новостей и т. д. должны использоваться в рамках предприятия. В ближайшее время в ряды работников вольются 80 млн молодых людей. Учащиеся средних школ и студенты университетов знакомы с гораздо более мощными средствами связи и организации взаимодействия, чем имеются сегодня у корпоративной Америки. Они испытывают непреодолимое желание двигаться вперед. Так почему бы вам не оседлать эту "лошадку", вместо того чтобы слушать тех, кто полагает, что социальную сеть Facebook в компании следует запретить? Все это выглядит довольно странно -- руководство компаний делает совершенно противоположное тому, что следовало бы делать. Прослеживается аналогия с компаниями, которые пять лет назад запрещали своим сотрудникам пользоваться системами мгновенной передачи сообщений.
- Какую роль массовое взаимодействие играет в фармацевтической отрасли, где конкуренция между компаниями-тяжеловесами, выпускающими новые лекарства, сегодня так остра?
Вы выбрали очень удачный пример. В среде руководителей фармацевтических компаний сегодня наметился серьезный когнитивный диссонанс. В биотехнологической отрасли существует проект Human Genome Project, где каждый помещает свою интеллектуальную собственность в общий котел. Таким образом, приливная волна поднимает все суда. Что же касается фармацевтической отрасли, здесь за интеллектуальную собственность, непантентованные лекарства и клоны препаратов идет серьезная борьба. Мы словно наблюдаем сценарий противоположностей инь и ян. Представители фармацевтической отрасли, отдавая процесс испытаний лекарств поставщикам услуг аутсорсинга, двигаются в направлении совместного использования интеллектуальной собственности. Однако следующего шага к массовому сотрудничеству они не делают. А между тем, выходя на четвертую стадию испытаний лекарств, вы получаете прекрасную возможность использовать Web, для того чтобы следить за происходящим.
Пойдем дальше. Я не верю, что руководители относятся к совместному использованию информации столь беспечно и цинично. Почему бы не взять на вооружение другую модель? Вместо того чтобы собственными силами проводить все научно-исследовательские работы, организовывать выпуск лекарств и рекламировать свои товары при их продвижении на рынке, на протяжении всего процесса можно сделать ставку на взаимодействие. Вы можете поделиться интеллектуальной собственностью со своими конкурентами и в конечном итоге вступить на пространство ideagoras -- рынка идей. Прекрасный пример отрасли, которая с помощью данной модели имеет возможность полностью перестроить свою деятельность.
- Какие шаги для защиты своей интеллектуальной собственности следует предпринять компаниям, готовым приступить к претворению идеи массового сотрудничества в жизнь?
Таким компаниям в первую очередь нужно думать не о способах защиты своей интеллектуальной собственности, а о том, как внедрять инновации. Корпорация IBM, к примеру, сегодня не претендует на единоличное владение своей основной операционной системой, которой является Linux. У каждого из нас имеется фонд взаимных инвестиций с портфелем разнообразных акций: высокотехнологичных, американских, азиатских и т. д. Каждой компании нужен портфель интеллектуальной собственности -- что-то из его элементов она защищает, чем-то делится в рамках своего Web-бизнеса, а что-то размещает на общедоступных ресурсах (подобным образом биотехнические компании действуют при реализации проекта Human Genome Project).
Думая с самого начала только о защите своей интеллектуальной собственности, вы рискуете разделить участь студий звукозаписи, которые фактически сами уничтожили свой бизнес. Отрасль, которая познакомила нас с Элвисом Пресли и Beatles, теперь слабеет прямо на глазах, а ее представители не находят ничего лучшего, чем судиться со своими клиентами.