Пакет Acrobat, разработанный компанией Adobe System, давно заслужил популярность как способ обмена документами, их печати и архивирования. Теперь его приводят в соответствие с требованиями Web 2.0, а компания готовится бросить вызов Microsoft и Google на арене размещаемых в Сети офисных приложений.
2 июня Adobe запустила публичную бета-версию размещаемого сервиса совместной работы Acrobat.com. В него войдет и основанный на Web текстовый редактор Buzzword, который Adobe приобрела прошлой осенью. Компания заявляет, что он позволяет создавать документы с более качественным внешним видом, чем другие выполненные в виде Internet-сервисов редакторы, в том числе и Google Docs.
В сервис Acrobat.com входит также ConnectNow - урезанная версия сервиса конференций Acrobat Connect Web, который компания уже два года поставляет с версией Acrobat 8, а также место для хранения файлов в сети объемом 5 Гбайт. Через него пользователи Buzzword смогут обмениваться файлами с другими пользователями, сохраняя определенные правила доступа.
PDF вместо портфеля
Кроме того, в Adobe заявили, что в будущей, девятой версии Acrobat будет реализована функция внедрения в файлы PDF видео и приложений на Flash и просмотра их в Adobe Reader 9. Пакет Acrobat 9 должен выйти в июле, и в нем, как сообщил вице-президент Adobe по управлению и маркетингу продуктов Кевин Линч, будет также поддерживаться создание "портфелей PDF" (PDF Portfolios), в которых в одном сжатом файле формата PDF можно будет хранить несколько других файлов в разных форматах.
В таких "портфелях" можно будет хранить документы Word, изображения, аудио- и видеоролики, в том числе написанные на Silverlight - предполагаемом "убийце Flash", созданном в Microsoft, заявил Линч. Любой файл, хранящийся в "портфеле", можно будет запускать через Adobe Reader, а для большинства будет реализован предварительный просмотр.
В Adobe полагают, что PDF Portfolio приобретет популярность как способ аккуратной пересылки и хранения презентаций и подобных документов, которые часто пересылают по электронной почте в виде нескольких вложений.
Работа PDF-файлов в качестве контейнеров наподобие .zip в определенных ситуациях может быть удобна, полагает аналитик фирмы Burton Group Гай Криз. "Но тут уместно будет спросить - неужели еще один способ пересылки файлов по электронной почте важен, если эффективнее использовать вики-системы или SharePoint? Не уверен, что это окажет серьезное влияние на рынок".
Все лучшее от Microsoft и Google
Различные версии Acrobat 9 будут стоить от 299 долл. до 699 долл., а обновления с предыдущей - от 99 долл. до 229 долл. Adobe Reader по-прежнему будет бесплатен. "В ответ на жалобы пользователей на медленный запуск приложения в девятой версии реализован механизм загрузки только необходимых плагинов, - сообщил Линч. - И загрузка будет происходить в два-три раза быстрее, чем у Adobe Reader 8".
Цены на подписку на сервис Acrobat.com компания Adobe пока не объявила. По словам Линча, в компании надеются привлечь подписчиков сочетанием возможностей совместной работы в стиле Google Docs с возможностями точной разметки и оформления документа на уровне Microsoft Word.
Исследование, проведенное в Adobe, показало, что многие пользователи, создающие документы в Google Docs, затем перемещают их в Word, чтобы поменять там шрифты и окончательный вид страниц.
"Buzzword и остальные сервисы Acrobat.com сочетают в себе лучшие качества обоих подходов и экономят время", - заявил Линч.
Но, по мнению Криза, Adobe предстоит трудная битва против Google и множества компаний-"стартапов" с пакетами в стиле "Офис 2.0", не говоря уже о Microsoft, стремящейся защитить свой бизнес в области офисных приложений с помощью собственного размещаемого сервиса совместной работы Office Live Workspace.
"Может быть, он и позволяет сэкономить пару шагов, но я глубоко уверен: чтобы люди перешли на новый продукт, он должен быть в десять раз лучше, - считает Криз. - Не вижу никаких предвестников массового перехода на Acrobat.com".
В Adobe планируют сделать и автономную версию Buzzword, работающую на технологии Adobe Integrated Runtime, но директор по маркетингу Acrobat.com Эрик Ларсон сообщил, что сроков по этому направлению пока не установлено.