Ведущая индийская отраслевая ассоциация National Association of Software and Service Companies заказала консалтинговой фирме Booz Allen Hamilton исследование, чтобы оценить перспективы страны на выполнение большей доли офшорных сервисов проектирования и в тех отраслях, которые не имеют отношения к программированию, в том числе в автомобилестроительной, аэрокосмической отраслях, в сфере коммунальных услуг, в строительстве и промышленности.
Отчет Booz Allen сулит Индии блестящие перспективы в предоставлении сервисов проектирования, но также выявляет две проблемы, которые необходимо решить в стране, чтобы эти перспективы стали реальностью. Речь идет о качестве инфраструктуры (в том числе порты, дороги, аэропорты и телекоммуникации) и качестве образования.
Согласно отчету, во всем мире около 750 млрд долл. тратится на сервисы проектирования, и к 2020 году этот показатель вырастет до 1 трлн долл. Из всех средств, затрачиваемых сейчас на сервисы проектирования, только 10–15 млрд долл. приходится на долю офшорных производителей, причем лишь 12% офшорных услуг оказывают в Индии.
Сейчас в Индии около 35 тыс. инженеров работают в сфере проектирования, но к 2020 году стране для того, чтобы реализовать свой потенциал как провайдера сервисов проектирования, может потребоваться до 250 тыс. таких специалистов.
Викас Сигал, партнер Booz Allen в Чикаго, утверждает, что потребность в офшорных сервисах проектирования в Индии будет определяться спросом на специалистов с такими навыками. По его словам, в Европе - в частности, в Германии и Франции - все больше специалистов отходят от дел, поскольку достигают преклонного возраста, что порождает нехватку квалифицированных инженеров. Это происходит в то самое время, когда, несмотря на совершенствование инструментальных средств, компаниям требуется все больше инженеров.
Например, Сигал подчеркнул, что сейчас на проектирование автомобиля уходит больше времени, чем было десть лет назад, из-за возросшей сложности и большого количества электроники. "Сейчас в игрушечном автомобиле больше электроники, чем это было во вполне приличном настоящем автомобиле в 1990-е годы", - заметил он.
Часто утверждается, что Индия и Китай в этом вопросе опережают США по количеству специалистов по проектированию, однако более тщательный анализ рисует совершенно иную картину. В отчете Booz Allen отмечается: "Несмотря на то что в Индии сейчас почти 1400 учебных заведений, где можно получить квалификацию инженера-проектировщика, только в небольшой части из них дают образование действительно мирового уровня. Более того, интервью с производителями дают основание предположить, что отделы кадров рассматривают кандидатуры специалистов, окончивших только некоторые из этих школ".
Несмотря на то что в 2005–2006 годах в Индии степень бакалавра получили 220 тыс. инженеров (при том, что в США в эти же годы их было 129 тыс. человек), исследование, недавно проведенное Journal of Engineering Education, показало, что нельзя даже сравнивать качество полученного образования.
Как и Booz Allen, журнал отмечает, что, несмотря на большее количество людей, имеющих степень бакалавра проектирования в Индии, "многие крупные компании сталкиваются с серьезными трудностями в поиске квалифицированных специалистов с высшим образованием".
Исследование, которое было опубликовано в январском выпуске журнала под названием Getting the Numbers Right: International Engineering Education in the United States, China and India ("Как правильно интерпретировать цифры: обучение инженеров мирового класса в США, Китае и Индии"), было написано сотрудниками Университета Дюка.
Журнал Foreign Affairs в своем выпуске за май/июнь опубликовал эссе, представляющее собой адаптированную книгу The Post-American World, написанную редактором Newsweek International Фаридом Закарией, который пишет, что США сегодня по сути сталкиваются с теми же проблемами, которые пережила Британская империя накануне своего заката. Он также обращает внимание на образование в сфере проектирования.
"Самые лучшие и яркие умы в Китае и Индии – это те, кто, например, с блеском окончил знаменитые индийские проектные академии вроде Indian Institutes of Technology (только 5 тыс. из 300 тыс. претендентов смогли сдать вступительные экзамены) – демонстрируют те же успехи, что и студенты, обучающиеся в других системах образования. Но если не ограничиваться кругом таких элитарных учебных заведений, которые выпускают около 10 тыс. студентов в год, то качество высшего образования в Китае и Индии остается крайне низким, и именно поэтому так много студентов уезжают из этих стран для того, чтобы учиться за рубежом", - пишет Закария.
По мнению Сигала, угроза для США исходит из их собственных приоритетов в образовании. Если студенты отказываются от математики и проектирования как пути построения своей карьеры, то в США не будет достаточно инженеров. Пока же Индии необходимо совершенствовать свою систему образования, при этом школы в Индии не имеют достаточно количества лабораторий, инструментов и многого другого, без чего не обойтись сегодня. Спрос на эти навыки есть, а проектирование остается очень востребованной специальностью.