Состояние рынка рекламы в Internet обсуждалось на конференции eTarget 2008 "Управление аудиторией и реклама в Internet", организованной компаниями "Ашманов и партнеры", "Бегун", Mail.ru, "Яндекс", Rambler и Subscribe.ru.
В отличие от телевидения и радио, где количество каналов и радиостанций ограничено, пространство Internet практически не имеет границ, поэтому рекламодателям нужны несколько другие инструменты для оценки рейтинга ресурсов - даже не посещаемость, но возможность для потенциальных покупателей обнаружить соответствующий ресурс. Причем рекламодателям сравнение заметности сайта нужно не вообще для всех Web-ресурсов, а только для тех, которые посвящены определенной теме. Это позволяет им сравнивать условия предоставления рекламы только на тех сайтах заданной тематики, которые пользователи могут легко найти, что способствует проведению более эффективной рекламной кампании.
Одним из способов оценки видимости сайтов является проект SeoRate, который определяет доступность сайта для пользователей поисковых систем, причем с учетом тематики сайта. Рейтинг составляется на основе выдачи результатов различными поисковыми машинами по тематическим запросам. Если сайт располагается в первой десятке результатов, то он может быть легко обнаружен заинтересованными пользователями. Для каждой общей темы разработчики сайта подобрали ее семантическое ядро - набор релевантных поисковых запросов. Для сравнения используется композитная характеристика, которая позволяет определить, насколько вероятно, что посетитель поисковика перейдет на соответствующий сайт.
Сайт SeoRate позволяет по той же методике оценить видимость любого сайта по специально заданному пользователем запросу. Такая услуга прежде всего полезна поисковым оптимизаторам, которые стремятся увеличить видимость сайта заказчика из поисковых систем и тем самым привлечь на него новых пользователей. Однако оценить видимость сайта полезно и их владельцам, чтобы понять, насколько привлекательно их детище выглядит в глазах посетителей поисковых систем. Причем в стоимость платной подписки входят также контроль за количеством страниц и ссылок, известных поисковым системам, количеством ссылок на страницы сайта, состоянием тематического индекса цитирования "Яндекса" и Google RageRank, которые используются поисковыми системами для определения релевантности страниц. Таким образом, SeoRate можно использовать как для сравнения популярности сайтов, так и для оценки собственных проектов. Сайты автоматических рейтингов, такие как SeoRate, позволяют привести рекламный рынок в Internet к общему знаменателю.
Методика SeoRate
Для сравнения видимости сайтов SeoRate пользуется поисковыми машинами. Робот посылает серию запросов соответствующей темы в поисковую систему, а потом анализирует результаты первой страницы выдачи. При этом набор тематических запросов формируется на основе статистики поисковой системы Rambler по вводимым запросам. Появление сайта в результатах выдачи поисковой системы оценивается следующим образом: за первые три места назначается 1 балл, за четвертое - 0,85, за пятое - 0,6, за шестое и седьмое - по 0,5, за восьмое и девятое - 0,3, а за десятое - 0,2. Эти коэффициенты позиции сайта были получены в результате исследования распределения внимания пользователей поисковых систем, проведенного компаниями Did-it, Enquiro и Eyetools в 2005 году.
Для каждого сайта по всем запросам данной тематики суммируется произведение популярности запроса по статистике Rambler, коэффициента популярности поисковой системы по сравнению с Rambler и коэффициента позиции сайта, описанного выше. Эта характеристика называется "количество эффективных показов". Однако в рейтинге участвует не она, а относительная величина, выраженная в процентах, которая определяется как доля показов в поисковой выдаче по всем популярным в данной тематической рубрике запросам. Доля, близкая к 100%, означает, что по всем поисковым запросам семантического ядра ссылки на сайт были обнаружены в первых трех позициях. Фактически эта величина определяет долю показов ссылок на сайты в поисковых системах для пользователей, которые заинтересованы данной темой.