Совместное предприятие Automotive Energy Supply Corp. (AESC) приступило к работе в мае текущего года и планирует в ближайшие три года инвестировать в строительство завода по производству литий-ионных батарей в Японии 12 млрд йен (110 млн долл.). 51% акций новой компании принадлежат Nissan, а оставшаяся часть -- NEC и ее дочерней фирме NEC Tokin.
Литий-ионные батареи, применяемые сегодня в большинстве портативных компьютеров, сотовых телефонов и других портативных электронных устройств, теперь стали объектом внимания и представителей автомобильной промышленности.
AESC будет производить батареи для электромобилей, в том числе и для моделей, которые планирует выпускать Nissan. Представители Nissan подтвердили намерение начать поставки первых полностью электрических автомобилей в США и Японии в 2010 году. На мировом рынке они должны появиться в 2012 году.
Последний прототип электромобиля представляет собой вариант продаваемой Nissan в Японии модели Cube с размещенными под днищем тремя литий-ионными батареями, двигателем мощностью 80 кВт и инвертором.
В ходе пробной поездки в научно-исследовательском и конструкторском центре Nissan в городе Йокосука, расположенном недалеко от Токио, двигатель продемонстрировал высокий крутящий момент, послушно реагируя на нажатие педали газа. Автомобиль легко разогнался до 100 км/ч.
По словам представителей Nissan, динамика разгона примерно соответствует бензиновому двигателю объемом 3,5 литра, а крейсерская мощность -- двигателю объемом 1,8 л.
"Технология литий-ионных батарей в Nissan разрабатывается с 1992 года, причем в последних моделях используется многослойная конструкция, -- сообщил руководитель группы разработки батарей следующего поколения Хидеаки Хори. -- Батареи, устанавливавшиеся в прототипы электромобилей с 1995-го по 2002 годы, имели цилиндрическую форму, но в этом случае для уменьшения их толщины всего на несколько миллиметров приходилось полностью перестраивать конструкцию зарядного элемента.
Сегодня Nissan экспериментирует с батареями, в которых друг над другом размещается несколько слоев элементов. При необходимости изменения размеров батареи достаточно добавить или удалить нужное число элементов, толщина каждого из которых составляет всего несколько миллиметров. Кроме того, многослойные батареи меньше нагреваются, соответственно, вероятность их перегрева заметно снижается.
Установленная в прототипе новейшая батарея, состоящая из нескольких слоев элементов, обладает примерно в два раза большей емкостью по сравнению с предыдущей моделью и на четверть тоньше ее.