За последние несколько лет позиции бизнес-аналитиков постоянно укреплялись, а их деятельность постепенно выходила за рамки сбора информации, проведения анализа и выработки требований к программному обеспечению. В настоящее время бизнес-аналитики играют на предприятиях весьма заметную роль: они решают стратегические задачи и выявляют новые возможности, занимаются анализом допущенных ошибок и технико-экономическим обоснованием проектов, способствуют внедрению бизнес-решений в своих организациях.
В своде знаний (Business Analysis Body of Knowledge, BABoK) Международного института бизнес-анализа (International Institute of Business Analysis, IIBA) корпоративный бизнес-анализ определяется как средство, позволяющее организациям:
-
выявлять и реализовывать возможности, а также анализировать и решать задачи, возникающие перед бизнесом;
-
определять осуществимость проектов;
-
очерчивать границы решений и помогать претворять их в жизнь в интересах бизнеса;
-
оценивать, отсеивать и подтверждать потребности бизнеса, находить пути их удовлетворения;
-
проводить оценку выгоды, получаемой бизнесом в результате внедрения решений.
Работа корпоративных бизнес-аналитиков состоит в том, чтобы находиться в авангарде внедрения бизнес-решений, но помимо этого они выполняют еще и массу других функций, к которым относятся:
-
активное участие в обсуждении и разработке бизнес-архитектуры;
-
креативно-функциональная декомпозиция деловых сфер;
-
выполнение роли идейного лидера организации;
-
оказание помощи представителям различных бизнес-направлений в понимании целостной картины (при этом от бизнес-аналитиков требуется говорить на языке, понятном остальным, избегая употребления отраслевой и проектной терминологии);
-
обеспечение соответствия реализуемых проектов общей стратегии бизнеса;
-
технико-экономическое обоснование новых продуктов и систем, целесообразности освоения новых рынков;
-
выработка стратегических рекомендаций по улучшению процессов и преодолению негативных последствий функциональной и географической разобщенности отдельных подразделений.
Расширяя рамки традиционных сфер применения бизнес-анализа, корпоративные бизнес-аналитики превращаются в консультантов организаций -- их инструменты, технологии и процедуры адаптируются к конкретным возможностям, задачам и движущим силам. При выполнении работ подобного рода бизнес-аналитики находятся в особом положении, потому что именно они переориентируют технологии бизнес-анализа общих проектов, налаживают взаимодействие между подразделениями и обеспечивают функциональную связь, занимаются строительством объединяющих внутренних сетей в масштабах всей организации.
Чтобы заставить бизнес-аналитиков мыслить стратегически, организациям следует:
-
формировать культуру, стимулирующую выявление проблем и поиск решений;
-
создать бизнес-аналитикам условия для изучения передовых технологий, которые могут эффективно применяться в деле совершенствования как проектного бизнес-анализа, так и бизнес-анализа предприятия;
-
предоставить бизнес-аналитикам возможность участия в обсуждении стратегических вопросов, особенно в тех областях, где ощущается потребность в дополнительных исследованиях и анализе;
-
поощрять получение сертификатов IIBA.
Признание важности роли бизнес-аналитиков и стремление максимально эффективно использовать их опыт самым непосредственным образом отражается на окупаемости инвестиций организаций. Привлечение соответствующих специалистов на взаимовыгодной основе -- это беспроигрышный вариант. Перед высококвалифицированными и талантливыми специалистами открываются горизонты прекрасной карьеры, а у организаций появляются ресурсы для уточнения стратегических задач и возможность принимать решения на основе получения всесторонней и исчерпывающей информации.
Вот уже более 20 лет Сэм Черубин и Кимберли Террибль занимаются консультационной деятельностью, в основе которой лежит использование передовых методик бизнес-анализа. Черубин хорошо знаком с методологией, инструментальными средствами и тактикой применения бизнес-анализа, имеет большой опыт внедрения корпоративных систем бизнес-анализа и формирования сообществ бизнес-аналитиков. Террибль, работая в компании Ernst and Young, консультировала представителей многих организаций, входящих в список Fortune 500, и выполняла обязанности инструктора по внедрению методологий и передового опыта бизнес-анализа.