Компания Gartner опубликовала отчет Hype Cycle for Emerging Technologies 2008 ("Рекламный цикл развивающихся технологий в 2008 году"), в котором обсуждается широкий спектр перспективных технологий и делается попытка отделить эмоции от реальности. В отчете содержится анализ концепции cloud computing, социальных сетей, "зеленых" ИТ, микроблогов и телеприсутствия.
"Необходимо понимать, почему вы решили использовать ту или иную технологию, - подчеркнула вице-президент Gartner Джеки Фенн, принимавшая участие в написание отчета. - Нельзя всякий раз бездумно хвататься за все, что рекламируют вендоры".
В качестве яркого примера здесь можно привести концепцию cloud computing, в соответствии с принципами которой компании Google и Amazon предлагают хранить пользовательские данные на своих серверах, а некоторые предоставляют собственные ИТ-ресурсы в качестве услуг.
В случае с cloud computing пользователи, по мнению Фенн, ждут "очень гибкого доступа" к ИТ-ресурсам, надеясь, что "в один прекрасный день они станут столь же просты и привычны, как электричество, - достаточно просто воткнуть вилку в розетку".
Однако на самом деле все не так просто.
"Во многих рекламных лозунгах мы слышим обещания простоты использования, гибкого подхода к ИТ-ресурсам и реального достижения того, что сегодня находится за гранью возможного, - подчеркнула Фенн. - Но путь к реализации этой великой мечты неизбежно окажется труднее, чем вы себе представляете, и займет больше времени, чем полагает большинство людей".
Если же говорить о технологии, которая находится гораздо ближе к реальности, стоит упомянуть о телеприсутствии. В качестве примера здесь можно привести систему HP Halo, а также решения, предлагаемые Cisco Systems и Teliris.
В прошлом многие пользователи были недовольны качеством изображения, обеспечиваемого механизмами телеконференций. Сегодня системы телеприсутствия позволяют добиться гораздо более высокого качества, хотя их цены и отталкивают некоторые компании.
"Системы последнего поколения действительно обеспечивают очень высокое качество, создавая эффект присутствия, - отметил Фенн. - Именно этого не хватало тем средствам, которые поставлялись ранее".
В исследовании упомянуты также микроблоги (публикация пользователями коротких сообщений о своей текущей деятельности), завоевавшие популярность в некоторых сообществах.
При организации взаимодействия своих сотрудников компании в зависимости от потребностей применяют разные подходы.
Некоторые фирмы хотят получить корпоративные системы, позволяющие решить вопросы конфиденциальности и безопасности. Других же вполне устраивают возможности существующих Internet-ресурсов типа Facebook.
"Одни встают на тропу Facebook или MySpace и предлагают попробовать, попытавшись понять в ходе эксперимента, какие трудности может повлечь за собой подобный подход, - заметила Фенн. - Другие же сразу отрицают такую идею, собираясь дожидаться появления систем, обладающих промышленной мощью".
Своих первых сторонников платформы социальных сетей привлекли тем, что сулят достаточно широкие возможности для взаимодействия.
"Боковым зрением вы начинаете замечать все, что происходит вокруг, тогда как многие системы, обеспечивающие прямое взаимодействие, не позволяют добиться этого, - пояснила Фенн. - В результате люди готовы мириться с неопределенностью, которая возникает, когда в компанию приносятся популярные потребительские технологии".
Следует упомянуть и об "зеленых" ИТ, которые обещают целый ряд преимуществ.
"Самое главное здесь заключается в том, что наряду с несомненной пользой для общества экологически чистые ИТ помогают компаниям добиваться своих эгоистичных целей - экономить деньги", - подчеркнула Фенн.