Питер Сандборн – эксперт по вопросам планирования морального износа компонентов. Он создал собственный инструментарий, обеспечивающий поддержание в работоспособном состоянии электроники, встроенной в критические для безопасности системы, такие как авиационные приборы, и гарантирующий работу этих устройств на протяжении десятилетий.
- Если такое сравнение корректно, то что хуже - моральный износ аппаратного или программного обеспечения?
Программного обеспечения. Поскольку потенциально оно значительно дороже, а его износ - намного страшнее.
- Насколько быстро сейчас устаревают ИТ-продукты?
Некоторые системы хранения данных могут устареть за девять или десять месяцев. Специалисты, которые рассчитывают использовать ноутбуки в крупных и критически важных системах, сталкиваются с той же проблемой. Многие мобильные компьютеры, которые продаются в магазинах электроники, не поддерживаются более трех лет, а ведь их могут использовать в системе, которую необходимо обслуживать в течение 25 лет.
- Для каких отраслей эта проблема наиболее актуальна?
Во-первых, это авиационная электроника. Еще один яркий пример – медицинское диагностическое оборудование. Оно должно служить 30 лет, а то и больше. Невозможно заменить компоненты в таких системах без детального планирования и трудоемкой работы, поскольку все это сертифицированные системы, которые проходят очень тщательную проверку на соответствие техническим условиям, а эта процедура требует чрезвычайно крупных вложений. И любые изменения в таких системах обходятся очень дорого.
- Каковы последствия неудачного планирования морального износа?
Если вы должны изменить архитектуру системы, вам придется заново проходить определенные этапы процесса проверки на соответствие техническим условиям. Это довольно дорого. Я работал над радиопередатчиком с поддержкой GPS для военного вертолета, так вот, если в оборудовании что-то менялось так, что приходилось поменять одну строку в программе, это автоматически требовало заново проводить проверку на соответствие техническим условиям всего вертолета.
Это может сказаться на доступности системы. Может так случиться, что потребуется демонтировать достаточно хороший самолет для ремонта других самолетов.
- И какая альтернатива?
Если вы прогнозируете срок службы компонентов изначально, вы можете стратегически планировать обновления для того, чтобы избежать проблем и представить, каков оптимальный цикл замены.
- Но можем ли мы действительно точно это предсказать?
Это проблема, решение по которой принимается в условиях неопределенности. Инструментарий, который мы разработали, моделирует действия в условиях всех неопределенностей: затраты на решение проблем, сроки, когда, как предполагается, что-то устареет, сколько запасных частей вам потребуется.
- Каким образом ИТ-подразделение может защитить свои инвестиции в технологии?
Главное здесь – планирование. Вы, безусловно, можете воспользоваться теми же подходами, которые применяют в отношении авиационной электроники и которые прекрасно себя оправдывают в случае аппаратного обеспечения. Вам придется либо находить цепочку поставки, когда продукт уже «ушел» или уходит с рынка, либо вкладывать средства в поддержку и хранить запасные части на складе. Если речь идет о небольшом объеме, можно сделать итоговый заказ и хранить запчасти.
Кроме того, можно попытаться консолидировать спрос и резервные запасы. Когда компонент устаревает, как правило, я оказываюсь не единственным, кому он требуется. Мне нужна пара таких компонентов, еще кому-то нужна пара таких же, а у некоего третьего лица, о существовании которого я даже не знал, есть целых десять таких компонентов. Запасные части есть, главное — уметь связываться с людьми.
- Какие законодательные правила, подобные запрету Евросоюза на использование свинцового припоя, усугубляют проблему морального износа?
Запрет Евросоюза носит официальное название RoHS (Restrictions on Hazardous Substances). Использовать свинцовый припой запрещено. Вендорам приходится создавать совершенно новую цепочки поставок, чтобы получать компоненты, где этот припой не применяется. Из-за одного кусочка свинца, негодными становятся все оловянные компоненты, в которых использован свинцовый припой, и вы оказываетесь в затруднительном положении.
Многие системы содержат оловянные компоненты со свинцовым припоем. Если вам нужно отремонтировать одну из таких плат, то придется использовать компоненты без свинца. Теперь вы устанавливаете такие "чистые" компоненты на плату, в которой есть свинцовый припой, и возникает вопрос о надежности этой платы. Оловянные контакты увеличиваются в размерах и система выходит из строя.
- Оловянные контакты?
Да. Традиционные припой бывает свинцовым и оловянным. Когда вы отказываетесь от свинца, со временем отдельные контакты на чипах, имеющие в своем составе олово, увеличиваются в размерах. Контакты могут быть несколько миллиметров длиной, и их деформация может стать причиной коротких замыканий. Несколько спутников были потеряны из-за оловянных контактов. Это всего лишь один пример того, с какими проблемами можно столкнуться.
- И такого рода случаи износа были запланированы на ИТ-рынке?
Мы все сталкиваемся с этим. Предположим, вы рассуждаете так: "У меня есть Office 2005, и я им вполне доволен. Он содержит больше возможностей, чем я когда-нибудь собираюсь использовать". Но неприятности возникают, когда какие-то документы вы не можете открыть в Office 2005, потому что кто-то сделал их в Office 2007. Довольно быстро вам это надоедает, и вы вынуждены переходить на новую версию. И вы не в состоянии разорвать этот заколдованный круг модернизаций, поскольку мир движется вперед, и достаточно скоро вы не сможете работать, даже если никакие новые функции вам не нужны.
- Но, если бы этого не было, то каким образом Microsoft удалось бы удержаться в бизнесе?
Огромные компании в ИТ-индустрии держатся на идее, что всем довольно регулярно необходимо обновлять компьютеры и программное обеспечение.
Многие из запланированных моральных износов – это, на самом деле, бизнес-план по сохранению уровня потребления ИТ достаточно высоким для того, чтобы их производители могли расти. Их стратегии строятся на принципе "Как заставить людей и дальше модернизировать свои системы?" И им удается в этом добиваться успеха.