Гиперсканирование
В лаборатории разработали уникальный метод, позволяющий проводить одновременное сканирование мозга общающихся друг с другом людей независимыми аппаратами fMRI. Программное обеспечение гиперсканирования помогает ученым контролировать несколько сканеров мозга через Internet, даже если аппаратура находится за тысячи километров от них.
Доверие и репутация: игра на деньги
Гиперсканирование использовалось при проведении "игр на доверие". Один испытуемый, подключенный к сканеру в колледже Бейлора, сыграл несколько раундов с партнером из Калифорнийского технологического института. Периодически участники эксперимента менялись ролями, превращаясь из "инвестора" в "доверенное лицо" и наоборот. Инвестору, у которого было 20 долл., предоставлялся выбор: придержать деньги или передать их доверенному лицу. При этом в случае удачной операции денежная сумма утраивалась. Когда доверенное лицо превращалось в инвестора, ему предоставлялась возможность ответить любезностью на любезность или же приумножить вновь обретенное богатство, отказавшись от справедливого обмена.
"Интересно было понаблюдать за тем, как доверенное лицо распоряжалось прибылью и какое влияние его решение оказывало на размещение инвестором очередного транша в следующем раунде, -- отметил директор лаборатории Рид Монтаг. -- Если все делилось пополам, в следующем раунде инвестор, как правило, увеличивал сумму вкладываемых денег. Если же доверенное лицо оставляло все себе, инвестор в дальнейшем мог не дать и доллара".
Эксперимент показывает, как активность области хвостатого ядра мозга отражается на степени доверия одного человека к другому. По мере вхождения в игру сигнал, характеризующий "готовность доверять", регистрируется чаще в том случае, когда партнер ведет себя благородно. В такой ситуации предполагается, что игроки ведут себя справедливо один по отношению к другому.
Кока-кола или пепси
В ходе еще одного эксперимента сотрудники лаборатории изучали, какому напитку люди отдают предпочтение – кока-коле или пепси. Ведь по своему химическому составу они практически идентичны. Мозг испытуемого сканировался в тот момент, когда в его рот заливалась кока-кола или пепси. В некоторых случаях люди знали, какой напиток поглощают, в других это оставалось для них тайной.
При потреблении напитка в процессе тайной дегустации никакой разницы во вкусах зафиксировано не было. Зато, когда людям продемонстрировали логотип компании, трое из четырех отдали предпочтение кока-коле.
Сканирование мозга показало, что демонстрация наклейки Coca-Cola стимулирует те части мозга, на которые логотип Pepsi никакого воздействия не оказывал. Знаменитый бренд Coca-Cola порождал значительный рост активности мозговых областей, отвечающих за культурные знания, память и самооценку. Сканирование мозга еще раз подтвердило роль рекламных кампаний, в результате воздействия которых люди неосознанно принимают решения, исходя не из вкуса продукта, а из предпочтения, отдаваемого тем или иным торговым маркам.