Доля проектной дистрибуции выросла на 57% и теперь составляет 40% общего оборота. Главным достижением в работе с системными интеграторами в прошедшем году в "Марвеле" считают наличие возможности предлагать партнерам альтернативные решения от двух-четырех вендоров. В нынешнем году планируется сохранить темпы роста проектной дистрибуции, в том числе благодаря новому для компании направлению - так называемой "тендерной" дистрибуции.
"Коробочная" дистрибуция выросла на 48%, 40% оборота принесла розница, 40% - субдистрибьюторы и 20% - реселлеры. Первый показатель был отмечен особо, поскольку компания считает этот сектор весьма важным, уделив в 2007 году много внимания работе с региональными сетями магазинов по продаже бытовой электроники и мобильных телефонов.
Партнеры крупнеют
Число компаний, приобретающих продукцию у "Марвела", достигло 2160, а "зона покрытия" в России увеличилась до 130 городов. Новичками в партнерской сети стали 145 фирм, треть из которых представляют регионы. Впервые за последние пять лет изменилось соотношение старых и новых партнеров в обороте компании: от 4:1 до 9:1. По словам директора по продажам "Марвел-Дистрибуция" Антона Черепахина, такие цифры объясняются укрупнением ряда дилеров, а также стабилизацией партнерской сети. Работа прекращена с 47 компаниями.
Отдельно Черепахин отметил рост доли лучшего дилера в объеме продаж - с 2,17% в 2006 году до 3,14% в 2007-м. Увеличение данного показателя обусловлено опять-таки ростом бизнеса партнеров. По той же причине в минувшем году поднялась доля в продажах, приходящаяся на Москву (с 54,3 до 55,7%), при том что число столичных дилеров сократилось (с 817 до 800).
Региональный (за пределами двух столиц) бизнес составил 25%. Наибольший рост продаж произошел во Владивостоке (174%), Казани (145%), Краснодаре (81%), Челябинске (80%), Нижнем Новгороде (78%). Сокращение наблюдалось в Оренбурге (16%), Ростове-на-Дону (11%) и Волгограде (8%).
Кого продает "Марвел"
Как и прежде, первое место в объеме продаж принадлежит департаменту "Комплектующие, периферийное и цифровое оборудование", чья доля сократилась на 3% - до 45%. Оборот департамента вырос на 42%.
В связи с отказом от продуктов Intel и жестких дисков доля комплектующих упала до 19%. Ключевым вендором направления стала компания AMD. Кроме того, в прошлом году именно по комплектующим у "Марвела" появилось больше всего новых поставщиков: Abit (материнские платы), Leadtek, Sapphire, Zotac (видеокарты), Raptoxx (блоки питания).
На первый план для департамента вышло периферийное и цифровое оборудование (58% продаж), его самым быстрорастущим поставщиком оказалась компания Canon (рост 143%). На мобильные устройства связи пришлось 23%. По словам представителей "Марвела", слияние департамента дистрибуции компьютерной техники с департаментом дистрибуции средств связи, состоявшееся в начале 2007 года, оказалось весьма эффективным. Продажи продуктов новых партнеров - HTC и SonyEricsson выросли на 381 и 43% соответственно.
Доля департамента "Сети и телекоммуникации" повысилась с 22 до 26%, а скорость его роста (77%) стала рекордной за последние шесть лет. Главным вендором по данному направлению остается Cisco Systems, сбыт продукции которой увеличился на 66%. Наибольший скачок в продажах произошел по продукции APC ISX (290%) и Avocent (230%). Продолжается рост поставок продуктов для средних и малых компаний. Их доля уже достигла 18% и, как ожидается, в 2008 году повысится до 21%. Здесь лидеры по динамике роста продаж - компании D-Link (113%) и Panduit (215%). Доля направления голосовых решений снизилась с 8 до 6%, но в этом году должна подняться до прежнего уровня. Их основным поставщиком остается Avaya (рост продаж на 54%).
Департамент "Ноутбуки, ПК и серверы" принес в ушедшему году 29% оборота (по сравнению с 36% в 2006 году), при том что его оборот вырос на 49%. Главным поставщиком департамента является HP (35% продаж). Больше половины бизнеса (56%) здесь приходится на ноутбуки. Это направление продемонстрировало рост 82%, в основном благодаря продукции Sony (продажи увеличились на 98%). На серверы и системы хранения данных пришлось 32% продаж. Главный поставщик здесь - IBM (продажи увеличились на 109%). На ПК и КПК пришлось 7% и 5% продаж соответственно. Наибольший рост по департаменту в целом произошел по продуктам Dell - 131%.
Что дальше?
В наступившем году в компании прогнозируют менее интенсивный рост, но надеются достичь показателя в 35%. По словам вице-президента и генерального менеджера "Марвел-Дистрибуция" Константина Шляхова, причина в том, что ряд грядущих событий - в первую очередь президентские выборы - будет сдерживать развитие ИТ-рынка. Тем не менее Шляхов уверен, что рост "Марвела" все же будет заметно превышать рост рынка ИТ в целом.
Одним из способов стимулирования роста компании, как и раньше, будут слияния и поглощения (в конце 2007 года было объявлено о слиянии дистрибьюторского подразделения московской компании «Аудиомания» с департаментом «Аудио/видео»). Шляхов заявил, что "Марвелу" удалось "поставить на поток" этот процесс, наладив эффективную технологию интеграции с бизнесом других компаний. Уже в феврале "Марвел" объявит о слиянии с еще одним дистрибьютором.