Французская банковская группа Societe Generale сообщила о потере 4,8 млрд. евро в результате действий трейдера-мошенника. Скрыть свои действия от внутренних проверок ему позволили глубокие знания банковской системы контроля за нарушениями.
Жером Кервиль, служивший в Париже трейдером в отделе банка по работе с производными финансовыми инструментами, ранее занимал должность в управлении по контролю за рисками банка. Специфические знания, которые он приобрел на этом посту, позволили ему в 2007 году совершать мошеннические сделки на фьючерсном рынке.
Контроль под контролем
Кервиль набирал крупные позиции и без разрешения заключал фьючерсные сделки по фондовым индексам. Убытки банка росли, но мошеннику удавалось заметать следы благодаря знаниям относительно логики работы электронных систем банка.
«Глубокие знания процедур контроля, полученные им в процессе работы на прежней должности в управлении по контролю за рисками банка, позволили ему скрывать эти позиции за сложной схемой вымышленных транзакций», - говорится в заявлении Societe Generale. - Поэтому были немедленно введены в действие дополнительные процедуры контроля».
На пресс-конференции председатель правления банка Даниэль Бутон заявил: «Виновником является один человек, которому удалось благодаря использованию ресурсов Societe Generale создать внутри компании скрытое предприятие и хватило умения обойти все процедуры контроля».
«Что меня удивляет, - заявил старший аналитик фирмы TowerGroup Боб Макдауэлл, - так это то, как кому-то удалось осуществить мошеннические действия сразу во множестве различных электронных систем. Там должно было быть много разных систем: контроля нормативных требований, рисков, торговых систем, системы ликвидаций сделок, незавершенных ликвидаций, требований по финансированию. Ими всеми занимаются люди с разными обязанностями и требованиями. Логично предположить, что кто-нибудь из них заметил бы эти действия. Не понимаю, как одному человеку полностью удалось обойти инструменты контроля во всех системах».
Рискованный перевод
Макдауэлл добавил, что переход из внутренних отделов банка обратно во внешние для служащих «весьма необычен». Он считает, что Кервиль был «средним трейдером невысокого полета», поэтому ему бы не доверили проводить сделки по позициям с высоким риском.
Крис Скиннер, руководитель консультационной фирмы Balatro, считает, что решение о переводе служащего из внутреннего отдела в трейдеры повышает риск мошенничества.
«Практически все случаи мошенничества на трейдинге были связаны с переводом служащего из внутренних отделов во внешние, - заявил Скиннер. - В инвестиционном банкинге и трейдинге есть фундаментальный принцип: тот, кто обрабатывает ордера, не должен управлять позицией и выплачивать комиссионные. Нельзя позволять продавцу самому платить себе комиссионные».
Ральф Сильва, старший аналитик фирмы TowerGroup, заявил, что предотвращение мошенничества является фундаментальным требованием управления операционными рисками: «Система управления операционными рисками в Societe Generale потерпела неудачу. Она отстает от способностей мошенников использовать различные дыры в ней».
Банки, как считает Сильва, никогда не смогут полностью устранить риск мошенничества. «Инсайдерский опыт позволил обойти все сигналы тревоги. Другими словами, в мониторинге никогда нельзя расслабляться. Нужно всегда искать новые методы анализа».
Крупный, но не смертельный
«Баланс Societe Generale весьма прочен, и они понесли сравнительно мало потерь, связанных с недобросовестными заемщиками. Объем этого мошенничества не будет смертелен, но убытки, связанные с мошенничеством, могут потребовать дополнительного капитала для выполнения требований резервирования», - отметил Сильва.
Это происшествие серьезно отразится на прибылях банка за 2007 год. Годовые результаты будут объявлены 21 февраля, их ожидаемый размер колеблется от 600 млн. до 800 млн. евро.
Мошенничество было названо крупнейшим в истории инвестиционных банков. В 1995 году банк Barings в результате действий трейдера-мошенника понес убытки в размере 1,4 млрд. долл. Трейдер Ник Лисон скрывал убытки по сделкам на фьючерсах Nikkei.
«Поразило не то, что это вообще произошло, мошенничество на трейдинге на финансовых рынках случается постоянно. Меня шокировал размер», - заявил Лиисон в интервью BBC.