На поверхностный взгляд покупка Yahoo корпорацией Microsoft почти за 45 млрд. долл. преследует цель расширения принадлежащей последней доли рынка Internet-рекламы, на котором ей противостоит Google (см. Microsoft предлагает за Yahoo 44,6 млрд. долл.). Однако, учитывая сочетание опыта Yahoo в создании Web-приложений и силы Microsoft в корпоративной среде, аналитики задаются вопросом, смогут ли компании совместными усилиями предложить альтернативу Google Apps и другим приложениям, предоставляемым по модели "программы как сервис" (Software-as-a-Service, SaaS).
В заявлениях топ-менеджеров Microsoft по поводу сделки содержатся высказывания, позволяющие прийти к заключению о дополнительных мотивах сделки.
«Наша жизнь, наша работа, наше общество все более трансформируются под влиянием Web, - отметил Рей Оззи, директор Microsoft по архитектуре. - Объединение сил двух замечательных команд позволит нам совместно предложить более широкий спектр возможностей нашим клиентам, чем каждая из компаний была бы способна предложить в одиночку».
В то же время, прежде чем Microsoft приступит к реализации каких бы то ни было планов в связи с разработкой приложений, уже после приобретения, корпорации предстоит признать, что с моделью SaaS связано будущее доставки программного обеспечения, считает Ник Пейтенс, ведущий аналитик фирмы 451 Group: «У меня нет уверенности, что в Microsoft убеждены в перспективности SaaS».
Действительно, в корпорации опасаются, как бы это не подорвало ключевой для нее бизнес – создание и развертывание корпоративных программных продуктов, пояснил Роджер Кей, президент Endpoint Technologies.
"Многое в модели SaaS противоречит сложившимся основам бизнеса Microsoft, - подчеркнул он. - В результате корпорация оказывается не готова сделать решительный шаг в сферу Web 2.0. А Google не приходится ограничивать себя в чем-то".
Yahoo со своей стороны предпринимала усилия к выходу на корпоративный рынок, но не смогла предложить альтернативу Google Apps - интегрированному пакету, включающему в себя электронную почту, календарные функции, средства работы с документами и электронные таблицы, при том что Google предлагает и корпоративную версию такого пакета.
"Строя свою деятельность вокруг Web, в Yahoo недостаточно активно участвовали в освоении и развитии модели SaaS, - отметил Пейтенс. - Удивительно, но она так и не предложила альтернативу Google Apps".
Сделка с Microsoft в состоянии пробудить новые силы у разработчиков, оставшихся в Yahoo. Ребекка Веттеман, вице-президент аналитической компании Nucleus Research, полагает, что Microsoft следует присмотреться к тому, что делала Yahoo в сфере развития социальных программных платформ, и проанализировать, можно ли использовать эти достижения в корпоративном пространстве. Приобретение таких фирм, как Flickr, поддерживающей файлообменый сайт, и del.icio.us, реализовавшей "социальные" закладки, являются для Yahoo хорошей отправной точкой в потребительской сфере, от которой можно двигаться к социальным сетям корпоративного назначения.
"Корпоративные социальные сети могут вдохнуть новую жизнь в онлайновые продукты Yahoo", - считает она.
В то же время в ближайшей перспективе одной из основных областей, в которой Yahoo и Microsoft захотят объединить усилия, станет доставка Web-приложений (и, соответственно, извлечение прибыли из рекламы) для мобильных телефонов, уверен Дэвид Митчел Смит, аналитик компании Gartner: "Все стремятся 'оттянуть на себя' рекламу в каких-но новых сферах, и мобильная связь – весьма перспективный рынок".
При этом компаниям нельзя медлить в организации совместной работы над доставкой Web-приложений.
"Для того чтобы такого рода проекты развивались успешно, обоим командам нужно очень быстро провести интеграцию", - подчеркнул Смит.