"Услугами вьетнамских поставщиков, располагающих большим количеством людей, говорящих по-французски, вполне могут воспользоваться франкоязычные страны Европы, -- отметил старший аналитик Gartner Аруп Рой. -- Вместе с тем Индия по-прежнему выглядит предпочтительнее с точки зрения тех клиентов, которые принимают во внимание хорошую подготовку местных специалистов в области аутсорсинга и широкие возможности для привлечения дополнительного персонала".
В середине декабря компания Gartner опубликовала список 30 стран, занимающих ведущие позиции в сфере аутсорсинга по итогам 2008 года. Некоторые из них вполне способны соперничать с четверкой БРИК - Бразилией, Россией, Индией и Китаем.
Мексика, Польша и Вьетнам продолжают укреплять свои позиции в ведущей тридцатке, в то время как другие страны появились в этом списке впервые. Новички стремятся воспользоваться своими конкурентными преимуществами в условиях глобального финансового кризиса, когда все больше организаций начинают задумываться об оптимизации затрат и сокращении расходов.
Аналитики Gartner изучили возможности 72 стран, претендующих на свою долю "пирога" глобального рынка аутсорсинга. Их шансы на успех оценивались по десяти параметрам, включая структуру затрат, наличие достаточного количества подготовленных ИТ-специалистов, поддержку со стороны государства и наличие законодательства, защищающего интеллектуальную собственность.
Разные клиенты предъявляют к поставщикам услуг различные требования. К примеру, если приоритетным условием для организации является надежная защита интеллектуальной собственности и безопасность, ей имеет смысл обратить внимание не на Индию, а на Сингапур или Австралию. Индийские законы имеют существенные пробелы в части гарантий выполнения достигнутых соглашений.
На Филиппинах и во Вьетнаме в отличие от Индии не возникнет трудностей с оттоком рабочей силы.
Франкоговорящие страны наподобие Марокко вправе рассчитывать на заказы, поступающие с европейских франкоязычных рынков. В текущем году Марокко впервые вошла в список 30 ведущих поставщиков услуг аутсорсинга, публикуемый Gartner.
Впрочем, при выборе поставщика услуг ИТ-аутсорсинга язык, как правило, не относится к числу ключевых факторов. Гораздо более важную роль знание языка играет при организации центров телефонного обслуживания и аутсорсинге бизнес-процессов.
Чтобы предоставлять услуги, предполагающие владение французским и другими европейскими языками, индийским компаниям необходимо активнее осваивать ближайшие к ним рынки европейских стран.
Развертывание центров обслуживания в непосредственной близости от территории заказчиков может иметь критическое значение и для поставщиков, предлагающих услуги аутсорсинга компаниям из США, а также клиентам, которые ценят совокупность преимуществ удаленного обслуживания, таких как возможность усиления контроля над деятельностью исполнителей, культурная схожесть и проживание в одинаковых часовых поясах.
Ряд индийских компаний, включая Tata Consultancy Services, Infosys Technologies и Wipro, уже активно осваивают территорию Европы и Южной Америки.
В ведущую тридцатку вошли лишь семь представителей Американского континента, однако именно на эти страны в первую очередь обращают внимание компании из США -- крупнейшие потребители аутсорсинговых услуг. В число отмеченных аналитиками Gartner государств вошли: Аргентина, Бразилия, Канада, Коста-Рика, Мексика, Панама и Чили.
Важным преимуществом латиноамериканских стран с точки зрения заказчиков из США является владение персонала испанским языком. Сегодня для поддержки контактов со своими испаноязычными сотрудниками все большее число организаций требует от поставщиков услуг знания испанского языка.
Канада не может похвастаться низкими расценками, но тем не менее многие отдают ей предпочтение с учетом благоприятной политической и экономической обстановки, культурной близости, зрелости законодательства, обеспечения безопасности и конфиденциальности данных и интеллектуальной собственности.