- Почему вы решили разрабатывать коммутаторы собственными силами вместо того, чтобы купить готовую технологию?
Это объясняется возможностями нашей операционной системы Juniper Network Operating System (JUNOS). Нам хотелось получить общую платформу, с тем чтобы реализованная однажды функция работала везде — в коммутаторах, маршрутизаторах и даже в продуктах информационной безопасности. Решение о разработке обусловлено стратегией развития UNOS. Увеличение же числа операционных систем приведет к распылению сил, а следовательно, к ухудшению конечного результата.
- Рынок коммутаторов вполне сформировался, и остается не так уж много возможностей потеснить занимающую на нем доминирующее положение Cisco Systems. У вас же на этот счет сложилось другое мнение. Почему?
Это вызвано теми же самыми причинами, которые десять лет назад побудили нас выйти на рынок маршрутизаторов. Требования к сетям изменились. Если раньше они строились для того, чтобы просто обеспечить связь, то сегодня они превращаются в жизненно важную инфраструктуру бизнеса. Все более критичными становятся производительность сети, критерии выбора при покупке ее компонентов, управление изменениями, позволяющими перейти от того, что было, именно к тому, что требуется.
- А остальные конкуренты Cisco на рынке корпоративных коммутаторов этого не понимают? Или по-другому относятся к подобным проблемам?
Дело в подходе к формированию портфеля предложений. Наше отличие - возможность "бесшовной" совместимости коммутаторов с маршрутизаторами, системами безопасности и другими устройствами. В этом и состоит разница между стратегией создания "железа" и стратегией, основанной на операционной системе. Она уникальна и позволяет выделиться на фоне того, что делают другие игроки, присутствующие на рынке, - как крупные, так и небольшие. Поэтому правильнее всего считать продукты Juniper определенным средством, позволяющим развивать стратегию, основанную на операционной системе.
- Происходит ли какой-то фундаментальный сдвиг в области технологий коммутации, который бы свидетельствовал, что именно сейчас наступило оптимальное время для выхода на этот рынок?
В моем понимании это несколько иной рынок - не коммутаторов, а сетевых сервисов. Поэтому столь большое значение придается здесь сетевой операционной системе. Это совершенно другая модель и, чтобы ее понять, нужно отвлечься от коммутаторов и решения разнообразных аппаратных проблем. Другая архитектура, другие приоритеты конструкторов. Именно поэтому в таких сетях обеспечивается "бесшовное" взаимодействие коммутаторов и маршрутизаторов - все дело в операционной системе.
Мы видим возможность совершенно прозрачно, "бесшовно" объединять центры обработки данных, кампусы реальные и виртуальные, используя коммутаторы и маршрутизаторы. Если вы попытаетесь сделать все это с применением конкурирующих продуктов, то для центра обработки данных вам придется приобрести системы с одной архитектурой и одним типом операционной системы, для кампусной сети — с другими, а для глобальной маршрутизации -- с третьими. Действуя таким образом, вы получите три совершенно разные и не связанные друг с другом архитектуры и операционные системы. У нас же все указанные возможности реализуются на основе одного решения, где каждая конкретная функция будет работать и во всех остальных областях. Именно благодаря такой стратегии доля нашей компании на рынке маршрутизаторов выросла до 35%. Корпоративные клиенты, с которыми мы обсуждаем подобные вопросы, говорят то же самое: мне нужна масштабируемость, которой у меня нет, надежность, которой у меня нет, безопасность, которой у меня нет, а решить все эти вопросы, используя операционную систему, архитектуру и оборудование, совершенно не связанные с тем, что у меня уже есть, невозможно. Однако, если для решения той или иной проблемы нужно увеличить сложность системы, вы эту проблему только усугубите.
- И именно поэтому вас не слишком беспокоит тот факт, что производительность EX 8216 отстает от возможностей Cisco Nexus 7000 и соответствует уровню Foundry BigIron RX?
Важный параметр - реальное число пакетов, проходящих через коммутатор за секунду. Можно, к примеру, агрегировать порты и повысить суммарное быстродействие канала связи. Но не объединение портов имеет решающее значение: все зависит от того, сколько пакетов в секунду можно обработать "внутри" коммутатора. Здесь вы и упираетесь в ограничение быстродействия. В этом смысле мы достигли весьма высокой производительности. У нас более 500 патентов, большинство из которых появилось при решении этой задачи. Именно здесь, на мой взгляд, и будут проявляться отличия.
- А почему вы не стремитесь создать такую систему, как Nexus, производительность которой достигает 15 Тбит/с?
Это всего лишь суммарная пропускная способность портов. А если заглянуть внутрь коммутатора, то, думаю, мы обрабатываем вдвое больше пакетов в секунду. Именно это, а не красивые спецификации должно в первую очередь волновать пользователей. Дело не в том, какой объем трафика я могу принять, а в том, какую часть этого объема я могу обработать. Если пропускная способность входных интерфейсов в десять раз превышает "внутренние" возможности устройства, она просто не будет эффективно использоваться. Я могу использовать лишь то, что способен обработать коммутатор. Наши устройства за секунду обрабатывают около 120 млн пакетов, что примерно вдвое превышает возможности конкурентов.
- Как вы планируете выводить коммутаторы EX на рынок? Вы собираетесь использовать каналы NetScreen или новую структуру сбыта?
Мы не планируем увеличивать число реселлеров, а намерены действовать через уже существующих партнеров. Проделан большой объем работы, чтобы понять, кто из наших партнеров обладает необходимыми возможностями и имеет бизнес-планы, предусматривающие выход на рынок коммутаторов.
- Среди ваших корпоративных клиентов - организации, приобретающие продукты NetScreen и корпоративные маршрутизаторы, а также неудовлетворенные заказчики Cisco. Кто из них станут первыми пользователями коммутаторов EX?
Думаю, что, когда мы узнаем ответ на этот вопрос, он окажется для нас неожиданным. Часть таких пользователей может появиться там, где мы и представить сейчас не можем, если реселлеры, работающие с ними, окажутся готовы предложить новые средства для решения их проблем. Другая часть — компании, с которыми мы еще не работали. Что касается вполне возможных областей сбыта, то к ним в первую очередь относятся те сегменты рынка, где мы сформировали спрос на наши продукты, где уже налажены продажи -- государственный сектор, область финансовых услуг, образовательная сфера, научно-исследовательские учреждения - словом, все те сегменты, где мы уже хорошо представлены. Сейчас у нас имеется свыше 30 тыс. корпоративных клиентов. Со временем эти 30 тыс. откроют для нас новые области сбыта, которые ранее мы не рассматривали в качестве вертикальных рынков. Бизнес развивается там, где наши продукты предоставляют людям новые возможности.
- Как вы думаете, в каком сегменте успех более вероятен - в центрах обработки данных или за их пределами?
Отличный вопрос. Надеюсь, что в середине года я смогу дать на него ответ. Бывают ситуации, в которых критически важная роль отводится плотности размещения оборудования, его надежности и производительности, поскольку последствия потери связи с центром обработки данных просто трудно себе представить. Продукты семейства EX относятся именно к той группе устройств, которая способна решить возникающие проблемы. Но, я полагаю, люди будут рассматривать возможность их применения и в филиалах компаний, а также в тех многочисленных случаях, когда пользователи даже не знают, что представляет собой базовая платформа, или этот вопрос их совершенно не интересует. Они заинтересованы лишь в соглашении о таком уровне обслуживания, который избавит от головной боли. Пока не знаю, как будут обстоять дела с продажами. Безусловно, нужно решать проблемы центров обработки данных, но отнюдь не меньше возникает проблем при повышении производительности сети и организации доступа к ресурсам сети. Существует также риск превращения консолидированного центра обработки данных в основной источник отказов. Для снижения этого риска применяется виртуализация серверов и систем хранения, а также вносятся изменения в топологию ЦОД. В то же время ясно, что совершенно необходимо обеспечить доступность ресурсов ЦОД из любой географической точки.
- Возможна ли консолидация значительной доли рынка коммутаторов за счет тех его игроков, которые не в состоянии предоставить своим клиентам все необходимое?
Вопрос лишь в том, когда это произойдет. Посмотрите на любой развитый технологический рынок -- места на нем хватает не более чем двум игрокам. Ведь нужно проводить масштабные научно-исследовательские работы, которые требуют высокого уровня доходов, чтобы добиться отличий от других компаний. Поэтому ситуация, когда имеется большое число игроков, каждому из которых принадлежит доля в несколько процентов, со временем становится нехарактерной для любого технологического рынка. Пожалуй, наиболее важным следствием недавнего объявления новых продуктов нашими коллегами из Cisco стал рост ставок в этой игре. Тех возможностей, которые в прошлом имелись у всех, в перспективе уже не будет. Конечно, трудно предвидеть, кого они затронут в большей, а кого в меньшей степени, кто выйдет на биржу, а кто станет частной компанией, какие будут слияния и кто сойдет со сцены. Предугадать все это непросто, и мгновенно ничего не изменится. Но последние объявления ознаменовали начало новой игры, и тот, кто хочет в ней участвовать и дальше, сегодня не может оставаться в стороне.