Таков прогноз Роберта Хэгерти, генерального директора Polycom, который, возглавляя эту компанию с июля 1998 года, сделал ее одним из лидеров рынка видеоконференций, куда теперь устремились такие крупные игроки, как Cisco Systems. Компания Polycom, продажи которой в 2008 году возросли на 15% по сравнению с прошлым годом, добилась рекордных 1,1 млрд долл., о чем она сообщила в январе. Но чуть раньше было объявлено о сокращении 150 из 2600 рабочих мест с целью уменьшить расходы, учитывая определенный спад бизнеса, связанного с голосовой связью. В четвертом квартале традиционные решений для голосовых конференций принесли Polycom 33% доходов по сравнению с 37% за тот же период 2007 года, а доля видеорешений выросла до 67%.
Хэгерти подчеркивает, что решения для поддержки видеоконференций, предлагаемые его компанией, подходят для всего спектра приложений - от высококачественных систем телеприсутствия, минимальная стоимость которых составляет 200 тыс. долл., до продуктов ценой в несколько тысяч долларов. В феврале на рынке появилась полнофункциональная система видеоконференций Polycom QDX 6000 стоимостью 4 тыс. долл., обеспечивающую воспроизведение видео с качеством DVD.
Хэгерти ответил на вопросы корреспондента еженедельника Computerworld Мэтта Хэмблена.
- В прошедшем году вы добились рекордных показателей продаж. Как можно объяснить, что продукты для видеоконференций начали приобретать популярность только теперь, хотя предполагалось, что это должно произойти еще несколько лет назад?
Мы разработали весьма интересные решения в области видеоконференций, но потребовалось немало времени, чтобы их реализовать. Сначала были проблемы с телефонной инфраструктурой на базе ISDN, но затем появился протокол IP. Вы не можете себе представить, насколько улучшилось сегодня качество видео.
Мы предлагаем весь спектр видеорешений, от настольных систем, ПК и телефонов до комплексов телеприсутствия, причем все это работает стабильно и с высоким разрешением. Это видео с очень хорошим качеством. Например, вы можете разглядеть фигуру сидящего Линкольна в мемориале его имени, которая изображена на монете в один пенни. Вот насколько улучшилось качество передачи изображений. Интеграция с другими средствами телефонных и настольных коммуникаций также стала значительно совершеннее.
- Но почему же так долго? Разве не ожидалось, что все это должно произойти еще в середине 90-х?
В 1998 году мы одними из первых предложили коммерческие решения для видео на базе IP, но тогда это не возымело особого эффекта, поскольку сети были в большей степени ориентированы на электронную почту и не рассчитаны на коммуникации в режиме реального времени. Но лет пять назад появились технологии QoS, обеспечивающие гарантированный уровень качества сетевого обслуживания, то есть позволяющие передавать одни данные в точно определенное время, доставляя другие по мере возможности. Новая технология работала очень неплохо, поэтому и произошел такой скачок. Еще один прорыв в сфере технологий связан с видео высокого разрешения. Представьте, что люди, использующие эту технологию, будут подходить друг к другу и говорить: "Как здорово познакомиться с вами лично, поскольку, глядя на вас в видео, я и не подозревал, что вы такой высокий".
- Можно ли считать одним из преимуществ использования видеоконференций снижение командировочных расходов?
Мы в Polycom готовы предложить видео каждому, кто в нем нуждается, в том числе и более чем двум тысячам наших сотрудников. Это, безусловно, выгодно. Уровень производительности труда также значительно повышается. Есть возможность не летать на самолете и не ездить на такси. С помощью видеоконференций я могу встретиться с десятком людей в день, причем общаться с ними "лицом к лицу", используя для этого видео высокого разрешения.
- Помимо работы в Polycom, вы еще являетесь членом совета директоров компании Palm, выпускающей карманные устройства. Значит ли это, что вы помогаете им использовать видео?
Нет, обязательного партнерства Polycom с Palm эта моя работа не предполагает. Просто они развивают технологию, сторонником которой я являюсь в течение всей своей карьеры, а карманные устройства хорошо подходят для видео.
- Но все же интересно, когда мы сможем организовывать видеоконференции с помощью беспроводных карманных устройств?
У нас есть решения для сетей 3G. Это и трансляция телевизионных передач, и видеоконференции, которые поддерживаются нашей корпоративной сетью, каналами 3G, а также магистралью, соединяющей пользователей с офисом. Все это работает неплохо, но там нет высокого разрешения. Можно организовать видеоконференции с высоким разрешением на ПК, что довольно легко. Мы также используем для этого сети Wi-Fi, поэтому люди в аэропортах, пока ждут рейсов, могут работать с видеоконференциями, используя свои ноутбуки. Это "живые" конференции с высоким разрешением.
- И с хорошим качеством передачи движения, до 30 кадров в секунду?
Да, все 30 кадров в секунду, в зависимости от сети. Это телевизионное качество.
- Что же будет основным стимулом для реализации видеоконференций с применением карманных устройств?
По мере того как на предприятиях видеоконференции переходят из нишевых в разряд массовых технологий, появляется желание использовать их везде и всегда. И вы, конечно, захотите, чтобы можно было применять для них все, что используется для связи. Это очень важная тенденция, которая уже начинает формироваться и затронет очень многих.
- Сможем ли мы организовывать видеоконференции или видеочаты с помощью наручных часов, как недавно на выставке CES продемонстрировала компания LG Electronics?
Думаю, часы - не самый удачный формфактор. Впрочем, это не так и важно. Важно, что люди во время работы, вне зависимости от того, находятся ли они в офисе или дома, могут связаться со своими коллегами. По мере развития сетей 3G расширяется использование видеоконференций. И каждый сможет применять для них карманные устройства. Я бы сказал, что применение таких беспроводных портативных устройств только для телефонных переговоров станет в не столь отдаленном будущем редкостью, а видеоконференции станут нормой общения.
Конечно, есть и определенные проблемы. Недостаток карманного устройства заключается в том, что, держа его в руках, трудно получить устойчивое изображение передающей камеры. Нужно постоянно следить за кадрированием, что большинство людей, работающих с карманным устройством, не умеют делать. А если вы не следите постоянно за этим, то ваш собеседник будет видеть, например, только нос. Мы разрабатываем видеопродукты с учетом таких факторов, поэтому угол обзора камеры очень важен. На первых видеофонах экраны, как правило, располагались слишком низко, поэтому камера и показывала только ваш нос. Иногда видео может немного напоминать кадры из "Ведьмы из Блэр", когда вы приближаете смарфтон к голове или к глазу.
- Так ваши разработчики и этим занимаются?
Разработчиков у нас около 600 человек, то есть почти треть компании, и некоторые из них заняты созданием шлюзов для карманных устройств. Мы никогда не разрабатывали телефоны, но понимаем, что в них требуются гораздо больше процессорных ресурсов для видео. По мере роста пропускной способности беспроводных сетей любой новый смартфон и, конечно, Palm, сможет поддерживать видео.
- Несколько крупных вендоров, в том числе Cisco Systems, предлагают продукты для видеоконференций, даже системы телеприсутствия. Что отличает вас от них?
Отрасль развивается все быстрее и быстрее. Мы же хотим, используя технологию телеприсутствия, предложить решения, обеспечивающие наиболее совершенную и реалистичную передачу и восприятие всего происходящего, чтобы вам казалось, что вы находитесь в одной комнате с собеседником. У нас есть средства для стереофонического звука и видеоизображений. Но мы стремимся сделать нечто большее, чем просто систему высокого разрешения.
- Еще один важный вопрос - какая полоса пропускания нужна для организации видеоконференц-связи?
В домашнем офисе практически невозможно обеспечить требуемое для конференций качество связи, используя для этого имеющиеся кабельные или DSL-каналы, поскольку у них не хватает полосы пропускания. Теперь, благодаря разработанным алгоритмам, у нас есть уникальная возможность восстанавливать потерянные пакеты и предоставлять высококачественное видео. Мы добились в этом заметных успехов и демонстрируем всей отрасли, как создавать простые в использовании решения и как получать более качественное изображение за меньшие деньги.
- Как вы продаете системы телеприсутствия?
Мы предлагаем пользователям опробовать системы, после чего они начинают им нравиться. Fox News и News Corp. применяют наши системы для связи своих топ-менеджеров. Их используют также в сети Cancer Network в Великобритании, в банке Bank of China для связи с сотнями других банков. Можно назвать еще Департамент образования Алабамы и компанию Deloitte. Различие между нами и компанией Lifesize состоит в том, что наше видео значительно лучше. Кроме того, у нас есть решения, которые дешевле, чем у Lifesize.
- Но вы одновременно и конкурируете, и сотрудничаете с Cisco?
Да, Cisco является реселлером наших конференц-фонов, и мы вместе работаем над протоколами, обеспечивающими совместимость продуктов. Мы сотрудничаем, когда в этом есть смысл.
- В прошлом году объем продаж ваших традиционных продуктов голосовой связи уменьшился. Значит ли это, что можно говорить о переходе от голоса к видео?
IP-телефония довольно сложна, и люди откладывают такие покупки. Ведь, если у них есть телефон, то не всегда нужен новый. Однако возврат инвестиций в IP-телефонию становится сопоставимым с видеоконференц-связью.
- А что вы можете сказать о возврате инвестиций в области видеоконференций?
Показатель возврата инвестиций зависит от числа и длительности командировок персонала компании, но можно сказать, что с учетом всех параметров срок окупаемости составляет полгода. Наши специалисты определили, что показатель ROI достиг в течение первого года 265%.
- Люди, по-видимому, организуют различные встречи и совещания с использованием технологии телеприсутствия, но есть вещи, например увольнение сотрудника, которые вы никогда не сделаете таким образом.
Мы исследовали взаимосвязь между производительностью и видеоконференциями, и поняли, что многих эти технологии вполне устраивают. Но это касается производительности, а не увольнений.
- Каковы перспективы вашей компании и всей индустрии телеконференц-связи в 2009 году?
В 2001 году нам говорили, что трудные времена помогут развитию рынка видеоконференций, но этого, как оказалось, не произошло. Мы рассчитываем на двузначные проценты увеличения продаж видеопродуктов, но не на уровне прошлого года, когда у нас наблюдался значительный рост. Мы также надеемся, что подразделение голосовой связи преодолеет трудности. Аналитики же пока еще не готовы представить прогнозы на 2009 год.
- Насколько серьезную угрозу представляет для вас Cisco, учитывая агрессивный выход этой компании на рынок видеоконференц-связи?
Нам по-прежнему принадлежит самое большое число инсталлированных устройств в системах для видеоконференций. Их около 650 тыс. в различных странах мира. Шумиха, поднимаемая вокруг Cisco, идет на пользу всей нашей отрасли. Мы уважаем конкурентов, но считаем, что превосходим их.