Вы думаете, все чистые листы бумаги выглядят одинаково? Присмотритесь получше...
Ученые из Принстонского университета и Лондонского университетского колледжа утверждают, что у каждого листа бумаги есть свой уникальный "отпечаток пальца" и его можно выявить посредством любого приличного сканера. Таким методом можно отследить происхождение фальшивых купюр или даже копий секретных документов. Доклад о результатах исследования будет представлен на конференции IEEE по вопросам безопасности.
"Мы обнаружили способ идентификации документов, даже если на них не напечатано никакой дополнительной информации, - пояснил сотрудник Принстонского университета Алекс Халдерман. - Все равно как если бы на всех листах бумаги стоял невидимый серийный номер".
На первый взгляд любые два листа бумаги выглядят одинаково, но посмотрите на просвет — и вы увидите, что на самом деле расположение волокон в каждом листе уникально. Ученые утверждают, что для численного представления структуры волокон достаточно стандартного сканера с разрешением 1200 точек на дюйм и обработки изображения написанной ими программой.
Лист бумаги сканируется в четырех положениях с поворотом на 90 гр. Это дает возможность выявить мелкие различия в структуре бумаги и составить уникальную цифровую карту поверхности. "Лист сканируется четыре раза, а программа на основе этих четырех изображений восстанавливает вид поверхностной структуры документа, - пояснил Уильям Кларксон из Принстона. - По существу, программа составляет 'отпечаток пальца' для данного документа".
Этой группе исследователей уже не в первый раз удается обнаружить любопытные данные там, где их никто не ожидал найти. Четверо из шести авторов статьи (в том числе Кларксон и Халдерман) участвовали в разработке метода, позволяющего снять информацию с компьютера, даже если он выключен. Таким методом можно обойти некоторые системы шифрования жестких дисков.
Если лист бумаги находится в хорошем состоянии, то, по мнению ученых, точность идентификации с помощью "отпечатков" близка к 100%. Если же бумага промокла или испачкана, задача усложняется, но алгоритмы коррекции ошибок и здесь позволяют идентифицировать документ с высокой точностью.
"Чтобы сделать документ неидентифицируемым, его придется существенно изменить", - считает Кларксон.
С помощью предложенного метода можно определять фальшивые купюры, билеты и даже упаковку. Например, фармацевтическая компания могла бы снимать "отпечатки" с этикеток производимых лекарств, а затем по этим данным представители компании или государственных служб выявляли бы подделки. Используя шифрование с открытым ключом, можно было бы даже делать "самоудостоверяющиеся" упаковки, которые можно проверять специальным сканером.
Таким способом можно удостоверять и подлинность произведений искусства.
Беспокойство, однако, вызывает тот факт, что с помощью этого метода можно следить и за анонимными анкетами и бумажными бюллетенями для тайного голосования. Впрочем, отслеживать бюллетени было бы нелегко. Их нужно отсканировать до выдачи избирателям, а затем проследить, кому они были выданы в день голосования.
Возможность слежения за голосованием, по словам Халдермана, беспокоит его коллег больше всего. Халдерман много занимался вопросами безопасности компьютеризованных систем голосования, и он считает, что теперь могут возникнуть новые проблемы с бумажными бюллетенями: "Появится необходимость принимать меры предосторожности, о которых мы раньше не догадывались".