Первичный выпуск акций Skype предполагается произвести в первой половине следующего года. Точные сроки будут диктоваться определяться текущей рыночной ситуацией.
"По сути, Skype представляет собой автономный бизнес с прочным фундаментом и хорошими тенденциями роста, -- отметил генеральный директор eBay Джон Донахью. -- Всем ясно, что точек пересечения у Skype с eBay и PayPal практически нет".
Эти планы можно расценивать как фактическое признание того, что приобретение Skype компанией eBay в октябре 2005 года за 2,6 млрд долл. было дорогостоящей ошибкой.
Предполагалось, что Skype поможет значительно расширить сферу общения между покупателями и продавцами в пространстве Internet-аукционов eBay, но ничего подобного не произошло. Через два года после покупки eBay "уценила" Skype на 1,4 млрд. долл.
"Перевод Skype в статус независимой публичной компании -- правильный ход как для игрока на рынке Internet-телефонии, так и для eBay, -- подчеркнул Донахью. -- Это позволит Skype привлечь необходимые 'внимание и ресурсы', а eBay в свою очередь сможет полностью сосредоточиться на электронной коммерции и электронных платежах".
Донахью принял решение после того, как в течение года делались попытки подсчитать эффективность Skype и потенциальную ценность этого подразделения как для основного бизнеса eBay, так и для других Internet-ресурсов и услуг компании.
В 2008 году оборот Skype достиг 551 млн долл., увеличившись по сравнению с 2007 годом на 44%. В конце прошлого года у поставщика услуг Internet-ттлефонии насчитывалось 405 млн зарегистрированных пользователей, что на 47% превышает показатели, продемонстрированные годом ранее. По прогнозам аналитиков eBay, в 2011 году оборот Skype превысит 1 млрд долл.
Сейчас компания eBay, испытывающая серьезное давление со стороны Amazon.com и других конкурентов, борется за восстановление утраченных позиций и расширение своей рыночной ниши. В четвертом квартале 2008 года выручка подразделения Marketplaces упала на 16% по сравнению с аналогичным периодом 2007 года, а валовой оборот сократился на 12%. Число уникальных пользователей также из года в год сокращается.
Признав, что eBay не удалось и дальше двигаться в русле ключевых тенденций в области электронной коммерции, Донахью обрисовал план развития на ближайшие три года. "В последнее время торговая площадка eBay не соответствовала возросшему уровню конкуренции и не отвечала потребностям клиентов, -- заметил он на встрече с финансовыми аналитиками. -- Наша компания стала жертвой своего же успеха, который осложнил внесение необходимых корректив в будущем".
Ранее в eBay уже объявили о продаже компании StumbleUpon, приобретенной в 2007 году. Декларируемые причины все те же -- "несоответствие" основному бизнесу eBay.
Что касается основного бизнеса, то здесь представители eBay намерены заняться практическим урегулированием разногласий между продавцами и покупателями, отказавшись тем самым от проводившейся ранее политики невмешательства.
Начиная с середины июня компания планирует за свой счет возмещать ущерб покупателям, которые так и не получили приобретенный ими товар или же получили не то, что заказывали. Причем на компенсацию можно претендовать даже в том случае, если будет признано, что продавец не виноват.
Кроме того, клиенты смогут направлять свои жалобы непосредственно в eBay, в то время как сейчас они вынуждены обращаться в подразделение электронных платежей PayPal.
Все эти меры призваны повысить привлекательность eBay в глазах тех покупателей, которые приходят к выводу, что сегодня операции на Internet-аукционах являются слишком рискованными и неорганизованными.