Во время апрельского визита в Москву ее генеральный директор Стив Балмер продемонстрировал, что, заключая важные партнерские соглашения с местными властями, выделяя крупные инвестиции и расточая похвалы, можно приоткрыть двери и подготовить почву для будущей экспансии.
По сообщениям Microsoft, корпорация намерена вложить в Россию 10 млрд. руб. (около 300 млн долл.). Инвестиции включают:
- бесплатные лицензии на программное обеспечение Microsoft для тысячи российских стартапов до 2011 года;
- увеличение количества центров повышения компьютерной грамотности в России и обучение 300 тыс. местных жителей "электронным навыкам", что, как подчеркивают в Microsoft, поможет им найти работу и стать более полноценными гражданами "информационного общества";
- партнерство с местными университетами для проведения сертифицированных государством курсов по ИТ;
- запуск в России Microsoft DreamSpark -- программы, нацеленной на привлечение учащихся к более глубокому овладению программированием и ИТ.
Разумеется, в обучении будут использоваться продукты Microsoft. Так что, хотя компания и несет реальные расходы на организацию этих инициатив и оборудование помещений, она также готовит специалистов, ориентированных на технологии Microsoft, что позволит ей в последующие годы расширять присутствие в России.
Но визит Балмера запомнился не только этим. Как сообщает газета Moscow Times, он осыпал похвалами местные власти за меры, предпринятые для борьбы с мировым кризисом. Важно ли, что, пытаясь стабилизировать рубль, российское правительство истощило валютные резервы или что его лидеры регулярно произносят обличительные тирады, возлагающие на Соединенные Штаты ответственность за ухудшение мировой экономической ситуации? Генеральный директор Microsoft одобрительно отозвался о "восхитительной работе, которую делает российское правительство" для поднятия экономики.
Такое утверждение может показаться странным американцам. Но его нужно воспринимать с учетом того, где оно прозвучало. В России, Китае и других местных рынках, где прозрачные юридические и управленческие механизмы отсутствуют, игровое поле очень неровно. Правительство часто бывает пристрастным. Западные компании могут понести ущерб из-за геополитических сдвигов, старых обид и связей не с теми местными группировками. Главы зарубежных компаний с особой осторожностью подбирают слова для маркетинговых и публичных заявлений и порою говорят то, что вызвало бы смешки в их собственной стране.
Если говорить или поступать по-американски, можно спровоцировать негативную реакцию. Майкл Делл открыл это, когда в январе попытался предложить России помощь на Мировом экономическом форуме в Давосе.
"Каким образом мы как ИТ-сектор можем стимулировать экономику для выхода из кризиса?", - спросил Делл российского премьера Владимира Путина в ходе панельной сессии. И получил резкий ответ от Путина, который, очевидно, воспринял предложение как оскорбление. "Мы не инвалиды, - заявил Путин. - Помогать нужно людям с ограниченными возможностями… помогать нужно развивающимся странам".
Метод Балмера - расточать дары и услащать - был воспринят куда благосклоннее. В конечном счете он с гораздо большей долей вероятности распахнет двери на зарубежные рынки и поможет Microsoft достигнуть долгосрочные стратегические цели.