В ходе пресс-конференции генеральный директор Microsoft Стив Балмер и генеральный директор Yahoo Кэрол Бартц попытались объяснить, почему две компании пришли к соглашению только сейчас, тогда как переговоры между руководителями двух компаний начались еще год назад. По условиям соглашения поисковый механизм Microsoft Bing и платформа adCenter будут использоваться в поисковом рекламном бизнесе Yahoo, а менеджеры по продажам Yahoo займутся обслуживанием важнейших клиентов поискового сервиса обеих компаний.
В прошлогодних предложениях предусматривались солидные единовременные отчисления со стороны Microsoft и снижение ежегодного дохода Yahoo, нынешнее же соглашение исключает предоплату и сулит Yahoo более весомый доход в долгосрочной перспективе. Этот доход будет складываться из средств от перечисления корпорацией Microsoft 88% объема выручки за размещение контекстной рекламы и трафик (Traffic Acquisition Costs, TAC), поступающий с принадлежащих и обслуживаемых Yahoo сайтов. Показатель TAC характеризует платежи компании за получение дополнительного трафика ее сайтом.
"Платежи эти, как ожидается, со временем принесут Yahoo и ее акционерам более весомый доход, чем предлагавшаяся ранее предоплата, -- пояснила Бартц. -- Вот почему нынешнее соглашение представляется Yahoo более выгодным по сравнению с тем, которое корпорация Microsoft планировала заключить в прошлом году.
Единовременные денежные платежи не приносили Yahoo никаких операционных дивидендов. А оговоренные ныне существенные отчисления TAC -- платежи на постоянной основе -- придают нам определенный запас прочности и позволяют проводить инвестиции в бизнес".
Впрочем, не только финансовые условия ранее предлагавшегося соглашения стали причиной ожесточенных споров, которые разгорелись летом прошлого года, когда у руля Yahoo еще находился Джерри Янг, один из основателей компании. Бартц заняла пост генерального директора в январе, после того как в ноябре прошлого года Янг оставил свою должность под давлением тех, кто подчеркивал его неспособность прийти к компромиссу с Microsoft.
"Честно говоря, нам предстоит согласовать еще множество пунктов, которые хотя и не имеют отношения к принципиальным финансовым условиям, но тем не менее определяют достаточно важные детали и рабочие моменты, -- сообщил Балмер. -- Обеим компаниям необходимо сформулировать как свою внутреннюю позицию, так и позицию на рынке".
До момента заключения соглашения Балмер и Бартц уже провели несколько встреч. Они обсудили условия, отвечающие долгосрочным целям обеих сторон, и стратегию совместного ведения Internet-бизнеса.
Обе компании в процессе осуществления взаимного обмена информацией должны гарантировать своим клиентам и пользователям конфиденциальность их данных.
Еще один фактор, который требовалось учесть при обсуждении условий, связан с привлечением большего числа рекламодателей, что позволит обеим компаниям эффективнее конкурировать с Google. По свидетельству Балмера, корпорация Google контролирует сегодня 78% рынка поисковой рекламы в США и около 92% в Европе.
"Что в нынешнем соглашении действительно важно, так это масштабы, -- подчеркнула Бартц. -- Надеюсь, что это станет хорошей новостью для всех наших клиентов и позволит нам совершить настоящий прорыв в области поисковых систем и привлечь на свою сторону множество новых пользователей".
"Действительно, главное преимущество этой сделки для обеих сторон -- ее масштабы, -- подтвердил Грег Стерлинг, аналитик компании Sterling Market Intelligence. -- Теперь участники соглашения вполне в состоянии составить реальную конкуренцию Google".
На вопрос о том, каким образом Yahoo собирается развивать свои поисковые средства, в то время как компания фактически отказывается от разработок в этой области в пользу Microsoft, Бартц заявила, что от объединения усилий двух сторон в области информационного поиска выиграют как рекламный бизнес, так и инженерные компоненты Yahoo. Обе компании намерены сохранить свою демонстрационную рекламу, и достигнутые соглашения никак не затрагивают это направление.
"В представлении результатов информационного поиска появится множество новых решений, определяющихся их интеграцией с поисковым механизмом на стороне Yahoo, -- пояснила Бартц. -- Нам надо научиться лучше использовать поисковые данные для представления конечных результатов. И в этой области могут произойти существенные сдвиги".
Миссия Yahoo состоит в том, чтобы превратиться в ведущего игрока на рынке размещения мультимедийной информации и данных пользователей Internet, а соглашение о поисковых механизмах с Microsoft поможет компании заручиться поддержкой дополнительного числа клиентов на пути к достижению этой цели.
"Yahoo -- это площадка, на которой миллионы пользователей ежедневно наблюдают за тем, что происходит в мире, -- подчеркнула Бартц. -- Для того чтобы сделать ее еще более удобной, несколько дней назад наша компания обновила свою домашнюю страницу и предоставила пользователям возможность изменять ее внешний вид в соответствии со своими личными предпочтениями".
"На самом деле руководство Yahoo приняло вполне прагматичное решение перераспределить финансовые средства и ресурсы из поисковой сферы в другие области, которые представляются более важными для бизнеса компании, -- считает Алан Вайнер, аналитик Gartner. -- В свою очередь корпорация Microsoft выпустила Bing (который можно считать большим шагом вперед по сравнению с не особо популярным механизмом Windows Live Search), заявив тем самым о своих серьезных намерениях на рынке поисковых механизмов.
И все же пока не вполне понятно, что собирается делать Yahoo с освобождающимися ресурсами поискового направления. Конечно, новая домашняя страница производит благоприятное впечатление, но изменение ее дизайна нельзя считать серьезной инновацией.
Руководству Yahoo необходимо огласить конкретные планы привнесения инноваций в сферы, не имеющие непосредственного отношения к информационному поиску. Мы ждем дополнительных разъяснений".
По словам Бартц, компании намерены завершить сделку в начале 2010 года, а затем активизировать интеграцию поисковых механизмов и рекламных платформ.
Поисковые средства Yahoo будут переведены на Bing на всех глобальных рынках, начиная с США, в течение трех - шести месяцев после завершения сделки; на перевод рекламной сети Yahoo с платформы Panama на Microsoft adCenter уйдет примерно год.
"Поиск Yahoo будет строиться на основе Bing, и информация об этом появится в конце страницы, отображающей результаты поиска, -- сообщила Бартц. -- Однако мы по-прежнему намерены работать под собственной торговой маркой".
Компании готовятся отстаивать свое соглашение перед регулирующими органами США и Европы, поскольку Google, скорее всего, постарается опротестовать его.
"Думаю, что мы столкнемся с противодействием конкурента, которому вряд ли понравится наше усиление, -- пояснил Балмер. -- Это один из тех немногих случаев, когда в результате объединения конкуренция со стороны других игроков для лидера рынка возрастет, а не ослабнет. И Google, скорее всего, поведет себя достаточно агрессивно.
Мы заключили весьма полезное соглашение, которое приведет к обострению конкуренции и принесет дополнительные преимущества потребителям, рекламодателям и издателям. Теперь у них появится более жизнеспособная альтернатива Google, ведь период, когда мы действовали разобщенно, закончился ".
Дэвид Митчелл, старший аналитик компании Ovum, считает серьезное вмешательство регулирующих органов США и Европы маловероятным, поскольку ни Microsoft, ни Yahoo не занимают доминирующего положения на рынке электронной рекламы.
Впрочем, вряд ли регулирующие органы совсем уж обойдут данную сделку своим вниманием. Дело в том, что соглашение еще более укрепит общее доминирующее положение корпорации Microsoft на рынке с учетом ее безусловного лидерства в области, например, операционных систем. Однако регулирующим органам трудно будет оправдать свое противодействие сделке исключительно защитными мерами.
"Уступая своему основному сопернику на рынке поисковой рекламы, Microsoft и Yahoo заметно выигрывают от достигнутого соглашения, -- отметила Ребекка Дженнингс, главный аналитик Forrester Research. -- Они превращаются в довольно мощного игрока, занимающего в иерархии второе место после Google, и могут исключить ценовое соперничество друг с другом.
После завершения сделки доля Microsoft на рынке электронной рекламы в США увеличится с 8-9 до 30%. Сейчас годовой объем продаж на американском рынке оценивается примерно в 15 млрд долл., а к 2014 году он достигнет уже 30 млрд долл.
Выгода для Yahoo заключается в том, что компании больше не придется вкладывать деньги в совершенствование поискового механизма, который все равно не в состоянии соперничать с Google. По условиям соглашения Yahoo получает 88% доходов от контекстной рекламы, размещенной на обслуживаемых ею сайтах, и может полностью сконцентрировать усилия на основном для себя направлении демонстрационной рекламы.
Как и прогнозировали аналитики, Yahoo уменьшает свое присутствие на рынке. Но, сокращая масштабы своей деятельности, компания получает возможность сосредоточиться именно на том, что у нее лучше всего получается".