Четвертый квартал 2008 года принес производителям мобильных телефонов неутешительные результаты, и теперь они надеются поправить свое положение за счет смартфонов.
Больше всего пострадали европейцы. В четвертом квартале Nokia продала 113,1 млн телефонов, что на 15% меньше, чем годом ранее, а Sony Ericsson продала 24,2 млн аппаратов, сократив объем продаж по сравнению с тем же периодом 2007 года на 21%.
У азиатских компаний ситуация чуть лучше. Samsung Electronics увеличила объем продаж по сравнению с четвертым кварталом 2007 года и с третьим кварталом 2008 года. У LG Electronics примерно та же ситуация. Они продали 52,8 млн и 25,7 млн аппаратов соответственно. Это означает, что LG опередила Sony Ericsson, став третьим в мире производителем телефонов.
Но добиться такого роста объема продаж производителям оказалось непросто. "Есть основания предполагать, что Samsung и LG пришлось предпринять особые усилия для того, чтобы добиться требуемых показателей объема продаж, и они для этого сделали все, что могли", - заметил Джеф Блейбер, аналитик компании CCS Insight.
И LG, и, главным образом, Samsung в четвертом квартале значительно снизили цены, причем в наибольшей степени это коснулось ряда основных продуктов обеих компаний.
"В результате, безусловно, они смогли обеспечить ряд очень важных показателей годового роста, характеризующих объем продаж, но если попытаться оценить норму прибыли, то последствия таких шагов будут достаточно очевидны. Норма прибыли и у Samsung, и у LG составила менее 3%", - подчеркнул Блейбер.
Компания Motorola, согласно предварительным данным, продала в четвертом квартале около 19 млн устройств.
В итоге, по словам Блейбера, если сложить показатели всех компаний, получается, что оборот рынка мобильных телефонов упал больше, чем ожидалось.
"По нашим внутренним прогнозам, в четвертом квартале по сравнению с тем же периодом прошлого года данный показатель должен был снизиться на 9%, а сейчас мы оцениваем это падение в 12%", - пояснил он.
В силу вышесказанного, нет ничего удивительного в том, что сейчас производители проявляют большой интерес к смартфонам.
"На рынке, переживающем спад, смартфоны станут реально растущим сегментом, поэтому именно эта категория продуктов дает производителям шанс", - считает Блейбер.
Основной стимул – это потребительский спрос, и, как отметила Каролина Миланези, директор программы исследований Gartner, сейчас потребители начинают проявлять все больший интерес к смартфонам.
"Какое-то время назад начал расти спрос со стороны операторов, а теперь потребители (хотя они могут и не вполне понимать, о чем именно речь) начали говорить о смартфонах. Сейчас это весьма модное словечко", - заметила Миланези.
Компания Nokia, к примеру, намерена в 2009 году расширить само понятие "смартфона", объединив свои сервисы Ovi с новым аппаратным обеспечением и предложив это решение по весьма приемлемым ценам.
Однако у Nokia по-прежнему остаются проблемы, касающиеся моделей старшего класса, поскольку, как считает Блейбер, семейству Nseries требуется кардинальная модернизация.
Пожалуй, главным направлением будущего развития сегмента смартфонов станут телефоны с операционной системой Android.
"Едва ли не каждый из ведущих производителей, за исключением Nokia, готов продвигать Android. Так что, без сомнения, текущий год станет для этой операционной системы весьма значимым", - утверждает Блейбер.
В то же время Блейбер высказывает сомнения в незыблемости платформенной стратегии Sony Ericsson. Компания стремится сократить затраты, а одноврменная поддержка Android, Windows Mobile и Symbian Foundation – дорогостоящий и ресурсоемкий процесс. LG и Samsung сталкиваются с той же проблемой, но в меньшей степени, поскольку средств у них несколько больше.
Выбрать сейчас одну или две платформы будет очень сложно. "Ситуация на рынке программных платформ пока остается очень неопределенной, поэтому по мере сил все стремятся уйти от жестких решений", - пояснил Блейбер.
Motorola уже приняла решение не в пользу Symbian, продолжив работу с Android и Windows, но к этому ее вынудила исключительная ограниченность средств, которые компания в состоянии направлять на исследования и разработку.
По мнению Миланези, для будущих смартфонов очень важно, с каким набором приложений они будут поставляться, и выпуск iPhone показал, чего можно добиться с такой комбинацией.
Пользователи начнут оценивать платформу в целом, а не только сам по себе аппарат, и оценивать настолько, насколько приложения позволяют персонифицировать телефон.
В прошлом году, как отмечает Миланези, вошли в моду сенсорные экраны. Но в перспективе наличие такого экрана, по ее мнению, еще не гарантирует телефону популярности не завоюют.
"На рынке есть несколько примеров продуктов, в которых сенсорные экраны не дают ничего большего, чем позволяет сделать клавиатура. Вы просто нажимаете на экран, а не на клавиши. iPhone в этом отношении идет гораздо дальше", - подчеркнула Миланези.
В 2009 году самого по себе наличия сенсорного экрана будет недостаточно для того, чтобы убедить потребителей приобрести новый телефон. Сейчас, когда сенсорные экраны есть у всех, потребителей будут интересовать возможности, которые действительно способны сделать их телефоны удобнее и полезнее, считает Миланези.
Apple на волне успеха iPhone будет по-прежнему играть важную роль в сегменте смартфонов.
Между тем, за последние три месяца 2008 года объем продаж iPhone сократился до 4,4 млн штук по сравнению с 6,9 млн, проданных в предыдущем квартале. Это можно объяснить тем, что на складах остались большие товарные запасы от третьего квартала и экономическими проблемами.
"Некоторые из тех, кто получил iPhone в подарок на Рождество, решили все же отказаться от него. Несмотря на то что друзья и родственники заплатили за сам аппарат, есть еще двухлетний контракт, за который нужно платить самим владельцам, а сейчас они считают, что не в состоянии это делать", - пояснила Миланези.
Это убедило Миланези в том, что необходимо что-то сделать в отношении долгосрочных и дорогих контрактов, которые предлагаются вместе с устройствами, подобными iPhone. Но это также будет означать, что телефон может стать значительно дороже при покупке.
"Если Apple сможет произвести что-то новое и снизить цены, для нее в долгосрочной перспективе это будет лучше всего. Нет сомнений, что она так и сделает. Еще до конца весны компания непременно анонсирует что-то новое", - заявил Блейбер.
Apple безусловно нужно расширять свой портфель продуктов, поскольку она не в состоянии будет сохранить уже взятый темп, опираясь только на одно устройство, считает Миланези, хотя она вовсе не уверена, что в планах выпуска компании есть более дешевая модель.
"Согласно заявлениям компании, она не ставит своей целью захватить весь рынок и не собирается снижать цены. Так что все, что может сделать Apple, – это предложить устройство в другом формфакторе", - сказала Миланези.