Заявленная за компанию Tandberg цена в 3 млрд долл. свидетельствует о серьезности намерений Cisco Systems расширить рынок для систем телеприсутствия (telepresence), сделав их доступными для малого и среднего бизнеса и индивидуальных пользователей.
По словам аналитика компании Wainhouse Research Айры Вайнштейна, в случае успешной сделки Cisco станет безусловным лидером продаж систем видеоконференций всех типов. В настоящее время ее доля составляет лишь 1% данного рынка.
Как отмечает аналитик, ассортимент решений, предлагаемых компанией, значительно расширится. Норвежская компания Tandberg производит системы видеоконференций для настольных ПК, а также системы более профессионального класса, занимая 40% мирового рынка, оборот которого во втором квартале текущего года оценивался в 2 млрд долл. В отличие от этого, системы Cisco TelePresence предназначены в первую очередь для конференцзалов и стоят сотни тысяч долларов, хотя имеются и более дешевые варианты.
Cisco относит системы telepresence к числу нескольких перспективных технологий, способных в недалеком будущем приносить компании не менее миллиарда долларов в год. По мнению аналитиков, компании пришлось признать неудачной попытку утвердиться на более дешевых секторах рынка. Так, с начала 2008 года Cisco попыталась продвигать систему TelePresence 500 в качестве системы для персональных виртуальных видеоконференций для частных офисов, однако ей не удалось потеснить позиции Tandberg, Polycom, LifeSize и других компаний, прочно обосновавшихся на этом сегменте рынка.
Как вспоминает Ванесса Алварес, аналитик компании Frost & Sullivan, борьба была нешуточной. И если вам не удается победить соперника, остается сделать его своим другом. По мнению эксперта Gartner Кена Дьюлэни, перед Cisco сейчас стоит задача объединить различные компоненты систем видеоконференций и телеприсутствия в единое решение, чтобы клиентам не приходилось все это приобретать по отдельности. По его словам, нечто похожее произошло с Microsoft Exchange, который из программного продукта с базовым набором функций со временем превратился в комплексное решение. Однако в случае с Cisco успех не столь очевиден.
Как считает Генри Дьюинг, аналитик из Forrester Research, главное в достижении успеха для Cisco - принять стандарты для обеспечения совместимости с системами telepresence других производителей, как это сделала компания Tandberg. Без обеспечения интероперабельности оборудования видеокоммуникации корпоративного уровня не будут развиваться, что ограничит спрос на такие системы. Пока что Cisco отстает в этой области.
Как признает Дьюинг, Cisco поддерживает довольно много разных стандартов на прием входного трафика в свои системы telepresence от оборудования других производителей, чего, однако, пока нельзя сказать об отправке выходного трафика в другие системы. В 2007 году Tandberg приобрела компанию Codian и ее технологию видеомостов, облегчающую соединение устройств, использующих разные кодеки и имеющие разные интерфейсы. По мнению Дьюинга, технология видеомостов Tanberg превосходит технологию Cisco.
Дон Джейкокс, директор по ИТ американского подразделения международной юридической фирмы DLA Pipers, выразил оптимизм по поводу предстоящего слияния Cisco и Tandberg. В DLA Pipers оборудование Cisco было установлено в начале этого года. Фирма заинтересована в его использовании в связке с уже имеющимися системами видеоконференций. По словам Джейкокса, у них много устаревших систем Tandberg, и, если Tandberg станет частью Cisco, со временем можно будет ожидать более тесной интеграции их оборудования. Джейкокс выразил надежду, что возрастет и оперативность технической поддержки по вопросам интероперабельности оборудования.
Конечно, придется уладить некоторые вопросы, связанные с дублированием части систем telepresence. Зато, обладая предложением в более дешевом сегменте, Cisco сможет участвовать в борьбе за потребителя с компанией Polycom. По словам Вайнштейна, Cisco получит выгоду и от использования мощной сети торговых представителей, которую имеет Tandberg.
Альянс Tandberg с Avaya и Microsoft, скорее всего, свернет свою деятельность, если Tandberg станет частью Cisco. Напомним, Cisco конкурирует с Avaya в сфере телефонии и с Microsoft в области унифицированных коммуникаций, так что им, похоже, придется расторгнуть существующие соглашения.
По мнению Дьюлэни, покупка Tandberg указывает на стратегическую важность видеоприложений для Cisco, которые к тому же способны подстегнуть и продажи ее сетевого оборудования. С этим соглашается и Дьюинг, полагая, что усилия, потраченные на развитие систем видеоконференций и telepresence, позволят Cisco стимулировать спрос на сети с высокой пропускной способностью.
Как отмечает Дьюинг, они хотят видео как можно больше и как можно быстрее, потому что для видео требуется высокая пропускная способность сети. Это создаст спрос на коммутаторы, маршрутизаторы и другое сетевое оборудование, и это именно та звезда, которую хочет достать с неба Cisco.
Согласно результатам исследования, проведенного Cisco и получившего название Cisco Visual Networking Index, глобальный IP-трафик к 2013 году увеличится в пять раз главным образом за счет новых форм и широкого распространения интерактивных средств массовой информации, а также взрывного увеличения количества видеоконтента, доставляемого на множество разнообразных устройств. Исследователи Cisco предсказывают, что к 2013 году видеотрафик телевидения, систем VoD (Video-on-Demand), Inerntet-видео и одноранговых видеосистем превысит 90% всего объема глобального потребительского IP-трафика. Трафик, связанный с видеокоммуникациями (сервисы мгновенных сообщений, видеозвонки) вырастет десятикратно за период с 2008-го по 2013 год.
С тем, что удешевление систем telepresence является ключевым моментом в стратегии Cisco, соглашается и Ирвин Лазар, аналитик компании Nemertes Research. По его словам, трудность разработки таких систем своими силами определила выбор Cisco в пользу покупки готового изделия.
Как полагает Лазар, тот факт, что норвежская компания продолжит разработку малых и средних систем видеоконференций и telepresence на основе своих технологий, но уже под брендом Cisco, означает для последней существенное ускорение темпов исследований и разработки. Однако ситуация, когда на рынке деловых систем видеоконференций остается только два основных игрока - Cisco и Polycom, невыгодна корпоративным пользователям. Лазар предполагает, что HP, Avaya или Microsoft в свою очередь проявят интерес к Polycom, LifeSize и другим более мелким компаниям, и можно ожидать, что их постигнет та же участь, что и компанию Tandberg.