Не только возможно, но и необходимо, и именно этим технологиям принадлежит будущее систем управления жизненным циклом изделия (Product Lifecycle Management), утверждают во французской компании Dassault Systemes, которая является одним из ведущих мировых производителей систем PLM. Тема PLM 2.0 стала одной из центральных на форуме European Customer Forum, ежегодном мероприятии для партнеров и заказчиков DS, прошедшем в середине ноября в Париже.
Впервые концепция PLM 2.0 и технологии ее реализации были представлены в платформе V6, выпущенной DS в прошлом году. В 2009 году на рынок вышли два ее обновления – в июне появилась V6R2010, а на форуме анонсирована V6R2010x.
Как отметил Бернар Шарлес, президент Dassault Systemes, главное отличие PLM 2.0 от PLM 1.0 – это возможность вывести процессы создания продукции за стены инженерных лабораторий и вовлечь в них сообщества, объединяющие всех сотрудников компании-производителя, его партнеров, а кроме того, и это очень важно, будущих пользователей разрабатываемых изделий. Как рассказал Доминик Флорак, исполнительный вице-президент компании по исследованиям и разработкам, использование новых технологий представления изделия "как в жизни" (lifelike experience) позволяет включить в процесс проектирования заказчика изделия, предоставить ему возможность поэкспериментировать с проектом в виртуальной реальности и посмотреть, насколько будущий продукт окажется ему удобен и полезен. С помощью таких технологий потребитель (consumer) становится активным участником создания продукта – consumerActor, как образно выразился Шарлес, а производитель реально может заниматься проектированием с гарантией создания действительно полезного и нужного изделия.
Возможности lifelike experience реализованы в семействе решений 3DVIA, в котором задействованы приобретенные компанией около пяти лет назад игровые технологии. Их использование было продемонстрировано на форуме на примере создания упаковки потребительских товаров, одного из новых направлений деятельности Dassault Systemes: 3DVIA позволяет смоделировать полки реального магазина, "поиграть" с размещением на них проектируемого товара и предсказать возможную реакцию покупателей. Запущенный DS сайт 3dvia.com поддерживает сообщество пользователей и разработчиков трехмерных моделей в самых разных областях, предоставляя им возможность открыто делиться своими разработками и экспериментировать с ними. На форуме была анонсирована поддержка технологий lifelike experience на мобильных платформах.
Еще одно ключевую концепцию PLM 2.0 в компании называют социальными инновациями. Как пояснил Флорак, под социальными инновациями подразумевается не простой перенос социальной сети по принципу Faceboоk для использования в производственной компании, а наполнение такой социальной сети специализированным контентом, поддержка с ее помощью корпоративных процессов PLM и предоставление возможностей lifelike experience. Неформальность общения в социальной сети, утверждает Шарлес, – прекрасный стимул для генерации новых идей. Необходимую комбинацию социального ПО с корпоративными инструментами управления жизненным циклом изделия DS реализует в новой версии платформы управления совместной разработкой изделий ENOVIA. Но предварительно все эти возможности компания опробовала у себя, создав собственную корпоративную социальную сеть, которая, как утверждают руководители Dassault, буквально революционизировала процессы внутренних коммуникаций и совместного творчества сотрудников.
ENOVIA является средой интеграции других продуктовых семейств: CATIA и SolidWorks для трехмерного проектирования продукции, SIMULIA для реалистичного моделирования, DELMIA для цифрового производства. ENOVIA организует жизненный цикл продукта с использованием этих технологий, в том числе предоставляя готовые шаблоны автоматизации бизнес-процессов для производственных компаний в различных отраслях. DS традиционно имеет сильные позиции в таких "тяжелых" индустриях, как автомобилестроение, авиационная и космическая промышленность, а с прошлого года активно занимается диверсификацией своего бизнеса, осваивая другие области применения систем PLM. С этим связано появление в V6 готовых шаблонов бизнес-процессов для новых отраслей, включая высокие технологии, естественные науки, энергетику, розничную торговлю, производство одежды и аксессуаров. И на открытии форума предоставили слово пользователям V6, среди которых были, например, известный модный дом Guess и автопроизводитель Renault, кстати стратегический партнер нашего АвтоВАЗа. Renault планирует к середине 2010 года развернуть платформу V6 для поддержки разработки новых автомобилей в международном масштабе.
На форуме не обошли вниманием недавнее соглашение между Dassault Systemes и IBM, в соответствии с которым DS покупает подразделение IBM по продажам PLM-решений и поддержке заказчиков. Как заявил Шарлес, сделка в 600 млн долл, завершение которой ожидается в первой половине 2010 года, является крупнейшей в истории компании.
Соглашение, с одной стороны, означает окончательное формальное разделение двух компаний и полный переход всех операций, связанных с продукцией DS, в руки самого производителя. С другой – сделка станет точкой отсчета для нового альянса. Как стратегический партнер в рамках IBM Global Alliance компания DS будет отвечать за все операции по продажам и обслуживанию своих PLM-решений, в то время как IBM предоставит услуги по формированию технологической инфраструктуры для их развертывания, свои финансовые сервисы, а также платформу для новой, облачной модели предоставления функций V6. Анонс ENOVIA в облаке планируется на ближайшее время.