Вместо привычного для всех подхода к поиску новых идей -- постепенного и болезненного продвижения вперед методом проб и ошибок, бесконечных и беспредметных сеансов мозгового штурма, а также надежды на здоровую порцию удачи -- программа Invention Machine Goldfire генерирует вспышки "устойчивых инноваций". (Впрочем, в высказываниях подобного рода нет ничего удивительного -- в Invention Machine подобно многим другим производителям программного обеспечения тяготеют к громким заявлениям. - К. К.)
"По сути, эту программу можно использовать для формирования инновационного процесса на регулярной и повторяемой основе, -- отметил вице-президент Invention Machine по маркетингу Джефф Боэм. -- Инновации могут проявляться в разных формах. Речь идет не только о совершенно новых продуктах, но и о способах их улучшения".
Программное обеспечение Invention Machine установлено уже в 25 странах, но более половины оборота приходится на Европу. В компании работает около 200 сотрудников, и доходы ее, по словам Боэма, из года в год растут.
Среди клиентов Invention Machine можно отметить корпорации Delphi, Sony и Shell, причем последняя использует Goldfire для изучения новых способов производства биотоплива.
Программа Goldfire служит для решения различных задач, к числу которых относятся, например, анализ рынка и разработка нового продукта. После того как пользователь выбрал интересующую его задачу, специальный интерфейс, выполненный в виде программного эксперта, помогает ему применить методологию, рекомендуемую для ее решения.
На первом шаге проектирования новой системы пользователь ищет уже существующие продукты и технологии, которые могут помочь ему реализовать желаемые функции. На следующем этапе описывается, почему эти системы или продукты не отвечают в полной мере имеющимся потребностям. На третьем этапе разрабатывается концептуальная структура.
Для того чтобы помочь клиентам находить правильные ответы, программное обеспечение извлекает информацию из различных внутренних и внешних источников, например, из корпоративной базы знаний или баз данных, в которых содержится информация о патентах. У Invention Machine имеется собственное хранилище технической информации, которое поставляется в комплекте с программным обеспечением.
Работникам руководящего звена программное обеспечение предлагает воспользоваться "параметрами инноваций", которые отслеживают действия системы и позволяют изнутри контролировать ход реализации специализированных проектов.
Наряду с другими наработками, Goldfire опирается на методологию теории решения изобретательских задач (ТРИЗ), разработанную еще в Советском Союзе. Программное обеспечение, основанное на методологии ТРИЗ, поставляет также компания Ideation International.
В целом, подход, предложенный авторами Goldfire, вполне устраивает Дэйва Пирсона, старшего инженера некоммерческой организации MAGNET, оказывающей содействие производителям. По словам Пирсона, инструменты типа Goldfire нацелены на активизацию работы мозга и помогают ускорить процесс разработки продуктов.
"У нас имеется формализованная процедура мозгового штурма, но трудность заключается в том, что здесь присутствует и человеческий фактор, -- подчеркнул Пирсон. -- Если человек, отстаивающий не самую лучшую идею, обладает большим влиянием, весь сеанс мозгового штурма может пойти насмарку".
Не так давно Пирсон использовал Goldfire для оказания помощи авторам проекта нового сантехнического клапана Siphon Flush, который должен предотвратить утечку воды в туалете. Клапан разрабатывался по заказу компании American Innovative Products, специализирующейся на производстве сантехнической продукции. Новое устройство надежно препятствует утечке воды и служит гораздо дольше традиционных клапанов.