Конечно, производители систем VoIP могут предложить необходимые обновления программного обеспечения, улучшив таким образом качество голосовой связи, но модернизация телефонов и заключение соответствующих соглашений с поставщиками услуг - гораздо более сложная и ответственная задача, требующая тщательной проработки, считают эксперты отрасли.
"Преимущества технологии HD Voice и широкополосного голосового общения связаны с улучшением восприятия всего сказанного его участниками и с максимальным приближением к реальному качеству воспроизведения речи, - отметил Джерри Найт, технический директор подразделения Accessline компании Telanetix, специализирующегося на услугах голосовой связи. – Все это имеет очень важное значение для систем виртуального 'телеприсутствия', способных создавать у участников конференции иллюзию разговора с собеседниками, как бы находящимися в одной с ними комнате. Причем повышенные требования предъявляются даже не к изображению, а к передаче голоса".
При организации только голосовой связи преимущества технологии HD Voice не столь очевидны. "Тем не менее различия могут оказаться весьма существенными, особенно при воспроизведении звука спикерфоном или при общении с людьми, которые говорят с сильным акцентом, - подчеркнул основатель компании Polycom и технический директор подразделения голосовой связи Джефф Родман. – В таких ситуациях распознавание каждого звука может улучшить понимание сказанного, и следует использовать для этого все имеющиеся у нас возможности".
Технология HD Voice обеспечивает значительно более высокое качество воспроизведения речи, чем то, с которым мы знакомы в телефонных сетях общего применения. При улучшении качества речи воспроизводятся верхние частоты, которые "обрезаются" в стандартных телефонных системах. Это значит, что на практике вы сможете без труда уловить разницу между такими похожими на слух словами, как pig и fig, не уточняя у собеседника, с какой буквы начинается слово.
Широкополосная голосовая связь предусматривает увеличение верхнего предела диапазона воспроизведения частот, передаваемых кодеком, с 4 до 7 кГц, а может быть, и до 14 или 20 кГц. Одно из следствий - увеличение частоты квантования речи с целью выявления ее дополнительных нюансов. Эта частота возрастает с 8 до 48 кГц.
VoIP-телефоны, поддерживающие технологию HD Voice, должны иметь более мощный процессор и больший объем памяти. Естественно, все это увеличивает их цену, но с учетом закона Мура увеличение это оказывается не столь значительным. К примеру, телефон Polycom SoundPoint IP 501 с поддержкой трех линий и технологии Power over Ethernet (PoE), но без расширения полосы частот стоит 295 долл. А сравнимый с ним аппарат SoundPoint IP 550 с поддержкой четырех линий, PoE и HD Voice продается за 369 долл.
По мере выпуска телефонов на базе технологии HD Voice компания Polycom снимает с производства аналогичные узкополосные модели. В конечном итоге все предлагаемые аппараты станут широкополосными, но будут сохранять обратную совместимость с оборудованием, воспроизводящим обычный частотный диапазон.
"Технологию HD Voice должны поддерживать не только телефонные аппараты, но и соединяющие их сети, и большая часть нового оборудования будет устанавливаться внутри компаний, а не для связи между ними, - отметил Уильям Бамберник, директор компании Alteva, предоставляющей размещаемые сервисы VoIP. -- Вероятность позвонить с качеством HD Voice в другую компанию, обслуживаемую другим телекоммуникационным оператором, постоянно повышается, но пока она еще не очень велика".
"Когда широкополосная связь станет реальностью, телекоммуникационным операторам придется модернизировать свои сети VoIP, а этот процесс может занять до десяти лет", - добавил Найт. Но Родман в этом отношении более оптимистичен. По его прогнозам, соответствующая перестройка потребует от трех до пяти лет. Для того чтобы у абонентов была возможность совершать VoIP-звонки высокого качества по протоколу SIP, в сетях должны присутствовать "понимающие" друг друга кодеки HD Voice.
Несмотря на несомненные достоинства, технология HD Voice нужна отнюдь не всем.
"Предприятия, вложившие недавно деньги в обычные системы VoIP, наверняка предпочтут подождать наступления очередного цикла обновления, - заметил Бамберник. – Если же они переходят на передачу голоса по протоколу IP именно сейчас, но сомневаются, что их сети способны поддерживать все нужные им технологии, то имеет смысл в первую очередь заняться модернизацией сетевого оборудования. Для тех же организаций, которые уже используют VoIP и хотят обновить свои сети, инвестиции в оборудование HD Voice - хорошее решение. С учетом того что новые голосовые системы будут эксплуатироваться в течение восьми - десяти лет, имеет смысл сразу закупать средства, поддерживающие технологию HD Voice. Причем следует выбрать оборудование, которое позволит прожить все это время с минимальным технологическим отставанием".
После того как офисные IP-УАТС смогут поддерживать HD Voice, следует постепенно заменять телефонные аппараты. Тем руководителям, например, для которых важна хорошая слышимость, имеет смысл сразу поставить новые, более дорогие телефоны, тогда как остальные сотрудники еще какое-то время смогут пользоваться старыми аппаратами.
Переход на HD-кодеки имеет важное значение, особенно если компания стремится улучшить качество связи со своими партнерами. В настоящее время существует несколько стандартов (G.722, G.722.1, G.722.2), обеспечивающих широкополосную голосовую связь и требующих различной пропускной способности сети для передачи "сжатых" сигналов -- 64, 24 и 10 Кбит/с соответственно. Поддерживающим их кодекам нужна различная производительность процессоров - 14, 5,5 и 38 MIPS.
При переходе к HD Voice следует учитывать, что это решения старшего класса и относительно дорогого ценового сегмента, считает Найт: "Но если речь идет о том, какую из систем, вполне сопоставимых по стоимости, выбрать, то поддержку HD Voice, безусловно, желательно предусмотреть".