В 2008 году общий объем выпуска нетбуков составил 10 млн штук, темпы роста продаж традиционных настольных и мобильных компьютеров снизились, а в некоторых сегментах продажи даже упали Согласно данным исследования IDC, объем выпуска микропроцессоров для ПК сократился в четвертом квартале и продолжит снижаться в текущем году. По предварительным прогнозам, в 2009 году объем выпуска процессоров по сравнению с прошлым годом уменьшится примерно на 15%. Мировой объем выпуска процессоров в четвертом квартале снизился на 17%, а по сравнению с тем же периодом 2007 года — на 11,4%.

Как отметил директор программы исследований IDC Шейн Рау, сокращение выпуска процессоров было достаточно резким: "В сентябре наметились только признаки снижения, а в октябре и в ноябре оборот рынка резко упал".

Спад мировой экономики привел к уменьшению спроса на ПК, что сказалось и на объемах выпуска процессоров. Согласно исследованию IDC, проведенному в январе, во всем мире объем производства ПК в четвертом квартале 2008 года сократился по сравнению с аналогичным периодом 2007 года на 0,4%. В 2008 году общий объем выпуска нетбуков составил 10 млн штук, одновременно снизились темпы роста продаж традиционных настольных и мобильных компьютеров, а в некоторых сегментах продажи даже упали.

В прошлом году корпорации Intel удалось отвоевать дополнительную часть рынка процессоров для серверов, мобильных и настольных компьютеров у своих конкурентов, AMD и Via Technologies.

В количественном выражении доля рынка, контролируемая Intel, в четвертом квартале составила 81,3%. В третьем квартале этот показатель был равен 80,8%, а в четвертом квартале 2007 года – 76,7%. У AMD эти показатели составляли 17,7% (четвертый квартал), 18,5% (третий квартал) и 23,1% (четвертый квартал 2007 года). Доля рынка Via в четвертом квартале увеличилась до 0,4% по сравнению с 0,2% в том же периоде 2007 года.

Доминирующая в большинстве сегментов, Intel, по словам Рау, намерена искать новые рынки. В частности, корпорация пробует свои силы на рынке процессоров для мобильных устройств, предложив такие решения, как Atom, но здесь очень высока конкуренция со стороны Texas Instruments и Qualcomm.

Недавно корпорация объявила о намерении выпускать более быстрые процессоры за счет перехода на 32-нанометровый технологический процесс. Этот шаг должен стимулировать дополнительный спрос на процессоры Intel.

"Совершенствуя производственные технологии, Intel дает возможность создавать более эффективные системы, а не только снижает цены", - подчеркнул Рау.

Intel уже занимает доминирующее положение на рынке нетбуков благодаря процессору Atom, но Via может создать корпорации определенные трудности. Этот производитель микросхем в состоянии предложить недорогие процессоры для нетбуков и новые по размерам устройства. Пользователи могут рассматривать ее процессоры как альтернативу решениям Intel.

До тех пор пока Via продолжает наращивать производство своих процессоров C7 и Nano, она будет увеличивать контролируемую долю рынка, хотя, как отметил Рау, точные показатели назвать трудно.

Главный конкурент Intel, AMD, сохраняет устойчивые позиции на рынке за счет стабильного объема выпуска процессоров для настольных систем, но на рынке процессоров для мобильных компьютеров ее положение не столь надежно.

В сегменте серверов ситуация для AMD более оптимистична, учитывая, что, выпустив в прошлом году новый процессор Shanghai, компания смогла учесть все ошибки, сделанные ею при организации выпуска предыдущего процессора для серверов, Barcelona. Увы, восстанавливать свое положение компания начала именно в преддверии мирового экономического кризиса, из-за которого снизились темпы распространения ее серверных процессоров. Однако в AMD рассчитывают, что продажи этих процессоров будут расти по мере улучшения экономической ситуации.

Самый серьезный враг AMD – это она сама, утверждает Рау. Он уверен, что бизнес-стратегии компании будут более успешными, если она перестанет сосредоточивать все свои усилия на конкуренции с Intel. Между тем, как считает Рау, в условиях экономического спада AMD необходимо больше усилий прилагать для того, чтобы остаться на рынке, а не сохранить контролируемую долю. Один из важнейших шагов AMD, который позволит ей решающим образом оптимизировать затраты, - это выделение производства в независимую компанию.

При этом AMD по-прежнему имеет перед Intel преимущество в ценах. Если компания будет в срок выводить на рынок новые процессоры и пересмотрит структуру затрат, то сможет лучше контролировать цены на свои продукты. Благодаря этому AMD может снова стать для Intel серьезным конкурентом.

"Было бы неверно полагать, что AMD уходит из бизнеса. Чтобы оставаться конкурентным, рынку необходимы по крайней мере два серьезных соперника", - подчеркнул Рау.