Решение Microsoft открыть собственные магазины розничной торговли – просчитанный риск, который, скорее всего, окажется серьезнее для нее, чем для Apple, предпринявшей аналогичный шаг восемь лет назад.
В середине февраля стало известно, что Microsoft намерена создать собственную сеть магазинов розничной торговли. И именно этим объясняется прием Дэвида Портера, бывшего члена правления Dreamworks, до того значительную часть своей карьеры проработавшего в Wal-Mart, на должность корпоративного вице-президента только что образованного подразделения Retail Stores.
Корпорация не сообщает никаких подробностей относительно планов, касающихся розничной торговой сети, и не объявляет даже, где именно будет открыт ее первый магазин. Из сообщения для прессы известно только, что Microsoft хочет изменить подход к продажам ПК и собственное участие в этом процессе.
Хорошо известно, что большую часть своих доходов Microsoft получает от продажи программного обеспечения корпоративному сектору, но она все активнее дополняет свой портфель продуктами, ориентированными на индивидуальных потребителей, такими как Xbox 360 и цифровой медиаплеер Zune.
Однако ее самый популярный продукт, операционная система Windows, продается главным образом по OEM-контрактам, а не напрямую покупателям. То же самое касается и операционной системы Windows Mobile, которая устанавливается на смартфоны, продаваемые либо в магазинах бытовой электроники, либо в офисах операторов беспроводной связи.
Безусловно, создание розничной сети - серьезный шаг для Microsoft, поскольку она не может, как Apple, заполнить магазины только своими продуктами и, по замечанию аналитика компании Directions on Microsoft Мэтта Рософфа, будет вынуждена предлагать также решения своих партнеров.
Сейчас в силу особенностей своей организации Microsoft не может напрямую продавать свои продукты, как это сделала Apple. Более того, отметил Рософф, задача, которую ставит перед собой корпорация, открывая такие магазины, усложняется тем, что партнеры получают право голоса в решении, как следует представлять их продукты.
Тем не менее Microsoft сможет использовать свои розничные магазины для контроля над аппаратными спецификациями для Windows 7, следующей версии своей клиентской операционной системы, реализуя стратегию, аналогичную той, которую она применяет при организации розничных продаж Windows Vista.
В рамках прошлогодней кампании по маркетингу Windows Vista, обошедшейся Microsoft в многие миллионы долларов, корпорация открывала "магазин в магазине" в пунктах розничной торговли своих партнеров и требовала, чтобы производители, желавшие торговать в данном магазине, предоставляли компьютеры, соответствующие установленным ею спецификациям на ПК с Windows Vista.
"В Microsoft говорили производителям, что, если те хотят реализовывать персональные компьютеры в данном магазине, то машины эти должны обладать определенными техническими возможностями и загружаться быстрее", - сказал Рософф.
Он считает, что Microsoft, открывая собственные магазины розничной торговли, может попытаться применить ту же тактику в отношении будущих ПК, чтобы жестко отслеживать определенный уровень качества машин с Windows 7 и других потребительских, использующих технологии Microsoft продуктов, продаваемых в таких магазинах.
В решении Microsoft открыть сеть магазинов нет ничего удивительного, поскольку корпорация предпринимала такие попытки и раньше. В 1999 году Microsoft открыла магазин по торговле мобильными устройствами с Windows и сокращенными версиями программного обеспечения в развлекательном и торговом комплексе Sony Metreon в Сан-Франциско. Однако в 2001 году этот магазин был закрыт, а недавно о закрытии своих магазинов Playstation и Style в том же самом комплексе из-за серьезных финансовых трудностей объявила и Sony.
Эти события свидетельствуют еще об одной проблеме, с которой столкнется Microsoft, -- глобальный экономический спад создает трудные условия для новых компаний. Однако Рософф считает, что Microsoft, вероятно, откроет свой первый магазин не раньше чем через два года, а к тому времени бизнес-климат может улучшиться.
Более того, несмотря на то что и на самой Microsoft начал сказываться кризис (корпорации не удалось добиться ожидаемого уровня дохода во втором квартале 2009 финансового года), у нее еще, по словам Рософфа, остается немало денег и она по-прежнему весьма рентабельна. "Если дела идут и у вас есть возможности, вы захотите развиваться и в трудные времена", - заметил он.
Тем не менее бизнес Microsoft всегда строился вокруг ее партнеров, в том числе сетей розничной торговли, распространяющих многие из ее продуктов, и в силу этого потребители необязательно поспешат в магазины Microsoft так, как они спешили в магазины Apple.
"Специально в магазин Microsoft я не пойду", - заявил Алекс Карабелли, пользователь Windows Vista и руководитель некоммерческой организации Grassroots Initiative из Нью-Йорка. По словам Карабелли, магазины Apple – единственное место, где можно найти большинство продуктов Apple, и, чтобы купить iPhone или компьютер Mac, имеет смысл идти туда.
Что же касается продуктов Microsoft, то рынок насыщен ими и найти магазин, который их продает, не очень сложно. Карабелли сказал, что он предпочтет пойти в ближайший магазин, вне зависимости от того, принадлежит он Microsoft или нет, чтобы приобрести то, что ему нужно.
Впрочем, у розничных магазинов Microsoft, когда они откроются, будет по крайней мере на одного конкурента меньше. Circuit City, крупнейшая американская сеть бытовой электроники, в январе начала закрывать все оставшиеся магазины.
Microsoft никогда не могла похвастаться — в отличие от Apple -- привлекательным дизайном своих продуктов. Это серьезный недостаток, что еще раз подтвердилось на примере игровой консоли Xbox 360.
"Разработчики очень гордились ею, но я подумал, что она выглядит как обычный компьютер, - заметил Рософф. – Это был далеко не самый фантастичный на свете дизайн".
Плеер Zune, поданный корпорацией как конкурент Apple iPod, также критикуют за посредственный дизайн, в силу чего он не пользуется особым спросом у потребителей.