Таково убеждение Эндрю Макафи, ведущего научного сотрудника Центра цифрового бизнеса Слоуновской школы менеджмента МТИ, автора вышедшей недавно книги Enterprise 2.0. Как говорит сам Макафи, термин Enterpise 2.0 он придумал еще в 2006 году, когда занимался сбором сведений о применении инструментов Web 2.0 на предприятиях.
Макафи убежден, что сайты и инструменты наподобие вики, блогов, Twitter и Facebook сделают иными не только способы обмена информацией между организациями, но и образ деятельности их сотрудников. По мнению автора книги, "Предприятие 2.0" вносит ощутимые перемены в то, как мы работаем.
В интервью с Computerworld Макафи рассуждает о том, как служащие вынуждены "втягивать" ИТ-департамент в мир Web 2.0, что мешает переходу на новые технологии, какие организации успешно используют Web 2.0, какими станут предприятия через десять лет.
- Что же такое "Предприятие 2.0"?
В общих чертах это понятие подразумевает применение инструментов и философии Web 2.0 в бизнесе. Более строгое определение - использование новых социальных программных платформ в деловых целях. Отмечу, что электронная почта в число таких платформ не входит. Enterprise 2.0 означает создание "умных" инструментов, которые, с одной стороны, просты в использовании, а с другой -- позволяют людям взаимодействовать так, как они хотят.
- Приходится ли служащим "втягивать" ИТ-отделы в мир "Предприятия 2.0", преодолевая сопротивление?
Сотрудникам нужны инструменты, которыми легко пользоваться. Они досадуют на то, что инструменты за пределами корпоративного межсетевого экрана проще в обращении, чем те, что применяются на самом предприятии. Нередко служащие в обход ограничений пользуются средствами из внешнего облака для выполнения своих служебных обязанностей. До сих пор за ИТ-департаментами оставалось решающее слово по поводу инструментария, применяемого на работе, но эти времена очень быстро подходят к концу. Конечно, есть соображения безопасности, и они очень важны. Существуют вполне обоснованные ограничения, но, говоря на все однозначное "нет", большой популярности в компании вы не завоюете.
- Многие руководители считают инструменты вроде Facebook и Twitter "убийцами" продуктивного труда. Нужно ли блокировать доступ к ним для служащих?
Подобные сайты не всегда пустая трата времени. В ИТ-отделе могут заявлять: "Нам не нравятся общедоступные сайты, мы дадим вам нечто похожее, но внутри межсетевого экрана". Однако пытаться засовывать голову в песок в надежде переждать "преходящую моду" -- это крайне близорукий подход. Все более популярно мнение, что лучшие технические "игрушки" -- не те, что покупает для вас компания, а те, которые можно бесплатно найти в Интернете.
- Приведите самый удачный пример применения Web 2.0 на предприятии.
Есть несколько вариантов. Один из примеров использования - в качестве средства, помогающего делиться опытом. Например, я могу извещать сотрудников о том, чем занимаюсь, какие у меня есть познания и что у меня получается лучше всего. Для этого мне не надо заполнять поля в базе данных - я просто веду блог, комментируя свою деятельность. Достаточно хорошего поисковика, и уже можно выяснить, кто из сотрудников мог бы стать мне товарищем на данном этапе. В том же блоге можно пожаловаться на недостаток каких-то знаний, попросить о помощи. А когда люди выясняют, что могут помочь кому-то, они обычно с удовольствием это делают. Получается, так сказать, "широковещательный поиск": вы можете поведать миру о вопросах, которые у вас возникают.
- Приведите пример компаний, успешно проводящих в жизнь инициативы Enterprise 2.0.
Не так давно нечто интересное сделали на BBC. Там менеджеры жаловались на недоработки в системе поиска по внутренней сети. Специалисты корпорации могли бы просто усовершенствовать ее, но вместо этого они создали форумы для обсуждений. Вы можете задать в таком форуме интересующий вас вопрос, и знающие люди вам ответят. Например, можно спросить, где получить ту или иную информацию, и кто-нибудь даст необходимую ссылку или прикрепленный файл. Людям стало проще помогать друг другу.
- Есть ли еще организации с интересными инициативами в сфере Enterprise 2.0?
В ЦРУ пользуются технологиями "Предприятия 2.0" для обмена опытом между сотрудниками организаций близкого профиля. Раньше возникали сложности, когда нужно было найти экспертов в какой-то области. Теперь же появилась возможность обращаться к ценным специалистам, работающим как в самом ЦРУ, так и в ФБР, и в Агентстве национальной безопасности США. Раньше трудно было найти нужного человека, если вы не знаете, где именно он работает. Теперь же делать это просто и удобно.
- Каковы наиболее серьезные ошибки при внедрении средств Enterprise 2.0?
Самая большая ошибка - это поддаваться всевозможным страхам и опасениям. Возникают целые списки вероятных преград: "у персонала появится возможность выходить за пределы межсетевого экрана", "кто-нибудь начнет распространять ложные слухи о работодателе или своих коллегах" и т. д. Подобные сомнения высказываются почти всегда, но, как показывает мой опыт, обычно они не оправдываются. Судите сами: если кому-то не терпится посплетничать, он не будет ждать, пока специально для этого ему дадут систему блогов.
- Насколько технологии Web 2.0 изменили способы ведения бизнеса?
Пока не сильно. Само по себе их внедрение не повсеместно, и преобразования происходят не за одно мгновение. Большинство крупных компаний в курсе феномена Web 2.0, интересуются им и пытаются понять, как его можно использовать. Это долгий процесс. Речь ведь идет о переосмыслении технологий командной работы. Чтобы эти изменения произошли, необходимо разрушить массу стереотипов. Со временем компании преобразуются. Но это будет тихая, постепенная трансформация.
- Как, по-вашему, изменятся предприятия через десять лет благодаря инструментам Web 2.0?
Я надеюсь, что взаимопомощь сотрудников в масштабах всего предприятия станет неотъемлемой составляющей трудовой деятельности. Нужно, чтобы люди думали о том, как они способны помочь компании в целом. Частью корпоративной культуры должна стать готовность прийти на помощь. Инструменты Web 2.0 внушают мне оптимизм, поскольку они дают человеку "рупор", благодаря которому его услышат. В будущем мне станет проще находить людей, могущих оказаться мне полезными. Я смогу легко выбирать тех, с кем мне лучше всего работать. Сейчас же это зачастую все еще сложновато.