Для стимулирования инноваций в отечественной медицинской промышленности следует зафиксировать в нормативных документах определение высокотехнологичного медицинского оборудования в первую очередь как использующего современные цифровые технологии. Такое мнение высказал в своем выступлении на конгрессе "Открытая Россия — территория развития" Борис Залманов, вице-президент научно-исследовательской производственной компании "Электрон", выпускающей рентгеновское оборудование.
"Любое высокотехнологичное оборудование требует колоссальных финансовых вложений в исследования и разработку прежде всего специального программного обеспечения", - подчеркнул Сурен Айрапетян, руководитель направления компьютерной томографии General Electric. Без ПО невозможно сделать такие аппараты удобными для врача и клинически эффективными. Кроме того, софт расширяет возможности диагностики: например, в компьютерной томографии появляются возможности смоделировать лучевую терапию, в магниторезонансной томографии - сложные трехмерные исследования головного мозга.
Но главным образом на сессии конгресса, посвященной модернизации здравоохранения и медицинской промышленности, обсуждались не сами инновации, а то, что им мешает. Среди названных помех - неадекватная задачам модернизации нормативная база: при великом множестве регулирующих актов имеются заметные дыры в законодательстве. Например, как отметили участники дискуссии, фармацевтическая отрасль — одна из самых "зарегулированных" в экономике, но порядка в ней от этого не прибавляется. Напротив, от неуклюжих попыток государства навести порядок страдают в первую очередь добросовестные и законопослушные участники рынка. Так произошло и с мониторингом цен на жизненно важные лекарственные препараты: меры, принятые для борьбы с завышенными торговыми надбавками в аптеках, фактически поставили отечественных производителей лекарств в заведомо проигрышные условия по сравнению с импортерами, резко обрубив им возможность зарабатывать прибыль — главный источник финансирования инноваций.
Задумываясь об инновациях в медицинской промышленности, государство должно пересмотреть свою политику в отношении таможенных пошлин. "В настоящее время производить медицинское оборудование в России абсолютно невыгодно, и нет ни одного стимула для западных компаний разворачивать здесь реальное производство, а не отверточную сборку,"- заявил Залманов. Причина — налоговые и таможенные барьеры на импорт комплектующих при отсутствии таковых на ввоз готовой медицинской техники.
Понятно, что при наличии высоких импортных пошлин на готовое оборудование российские лечебные учреждения рискуют и вовсе остаться без инструментария, так как развитие национальной производственной базы - дело не быстрое. Но в мире достаточно примеров, когда продуманный комплекс мер позволяет избежать подобного риска. Центральное место в таком комплексе должно занимать государственное обязательство перейти на современный цифровой формат медицинских исследований. Залманов привел пример Китая, поставившего цель обзавестись собственным производством маммографического оборудования за три года. Принятое правительством постановление не только предусматривает поддержку китайских компаний, которые начнут выпускать такое оборудование, но и обязывает всех женщин пройти маммографическое обследование в течение трех лет, а по истечении этого срока (при условии появления внутренних производителей) устанавливает заградительные импортные пошлины. В Японии, по словам Залманова, клиникам, не использующим цифровую медтехнику, не выдают лицензии, а во Франции за ее применение лечебные учреждения получают компенсации. В России, считает он, экономическим подспорьем программы развития инноваций в медицине может стать тарифное регулирование: страховые выплаты ЛПУ за высокотехнологические исследования, проведенные в цифровом формате, должны быть выше, чем за аналоговые.
Локализация производства в России может несколько удешевить оборудование, но это не решит проблему отсутствия средств для его закупки у ЛПУ. Необходим кредитный механизм как для производителей, так и для потребителей медицинской техники.
Кроме того, от государства требуется финансировать обучение персонала. Устанавливая дорогостоящее оборудование, нужно сразу учить людей работать с ним, чтобы они использовали технику эффективно, а не на 10-15% ее мощности, как это происходит сейчас.
Еще одна необходимая мера — закрепление в законодательстве ответственности производителей за соответствие поставляемой техники заявленным характеристикам. Пока не устранены пробелы в нормативной базе с определением высокотехнологичного оборудования и ответственности за несоответствие его реальных параметров документальным, страна потихоньку превращается в кладбище устаревшей аналоговой медтехники со всего мира, которую под видом высокотехнологичной устанавливают в отечественные клиники.