Несмотря на сокращение доходов по сравнению с результатами 2008 года, в Landata склонны в целом положительно оценивать итоги своей работы, поскольку бизнес этой компании в значительной степени связан с проектной дистрибуцией, на которую кризис оказал весьма заметное отрицательное влияние. В целом падение российского ИТ-рынка было гораздо более существенным, чем у Landata, составив в прошлом году, по данным IDC, около 46%.
Наибольшая часть доходов Landata (44%) пришлась на четвертый квартал, когда началось заметное оживление рынка за счет реализации отложенного спроса. Показатели первых трех кварталов прошлого года составили 15, 20 и 21% объема продаж соответственно.
"Рынок стал другим, и 2009 год является той отправной точкой, от которой нужно начинать новый отсчет. Наиболее успешными были компании, сумевшие правильно оценить свои расходы и адаптироваться к новым условиям", - считает Евгений Лачков, старший вице-президент группы компаний "Систематика".
Структура продаж по сравнению с 2008 годом практически не изменилась. Доля доходов за счет поставок ПК и серверов составила около половины объема продаж, на телекоммуникационное и сетевое оборудование пришлось немногим более 21%, источники бесперебойного питания дали 14,5% доходов Landata.
Вклад продуктов IBM, которые за последнее время демонстрировали ежегодный рост в обороте компании, в прошлом году немного превысил 30% объема продаж. Этому способствовала, в частности, активность "большой тройки" операторов сотовой связи, которым поставлялись серверы и системы хранения, причем на долю серверов пришлось около трех четвертей объемов их закупок.
За продуктами IBM следуют источники бесперебойного питания серии Eaton Powerware, на которые пришлось 14% суммарного объема продаж. В Landata реализуется долгосрочная программа развития данного направления, в рамках которой сформирована группа специалистов и осуществляется деятельность, направленная на стимуляцию спроса на оборудование Eaton.
Третьим по значимости вендором стала компании Avaya с 7%. По словам Василия Селюминова, исполнительного директора Landata, функциональность коммуникационных решений Avaya и их сервисы стимулировали продажи в непростом первом полугодии. К концу года появился задел в инфраструктурных проектах, реализация которых началась в настоящее время.
Руководство Landata в очередной раз заявляет о намерении придать былую значимость сетевому направлению бизнеса и увеличить его долю на фоне роста объема продаж (см. "Возвращение к истокам", Computerworld Россия, № 7, 2010). В 2009 году было подписано соглашение с компанией Huawei Symantec, а продажи продуктов Tandberg и Juniper Networks выросли, несмотря на спад экономики, более чем в два и три раза соответственно, хотя их абсолютные показатели пока еще невелики.
В последние годы на регионы приходилось 40% продаж Landata. Однако кризис оказал на них большее влияние, и доля продаж за пределами столицы уменьшились почти на 7%. "Объем бизнеса в регионах упал, но число компаний-партнеров там осталось практически неизменным", - пояснила Анастасия Стависская, директор по маркетингу Landata. Характерно также, что в прошлом году практически не изменилось количество активных партнеров, регулярно осуществляющих закупки на сумму, превышающую миллион рублей в год. Их по-прежнему насчитывается более шести сотен.
Стависская подчеркнула также важность наличия сбалансированного набора продуктов на складе дистрибьюторской компании, что позволило осуществлять продажи даже в условиях экономических неурядиц. "Необдуманное сокращение номенклатуры продуктов способно просто прекратить закупки партнеров".
В 2010 году в Landata планируют увеличить продажи на 30%, то есть фактически выйти на уровень 2008 года. "Мы проделали большую работу по оптимизации бизнес-процессов, сокращению издержек, формированию стратегических долгосрочных планов для важнейших направлений бизнеса", - подчеркнула Ольга Ложкина, генеральный директор компании.
В первом квартале в Landata выполнили намеченные плановые показатели, которые существенно превзошли результаты наиболее трудного первого квартала 2009 года. В компании положительно оценивают ситуацию на рынке и полагают, что в текущем году клиенты будут более равномерно осуществлять закупки, а не откладывать их на конец года.