Чтобы не только спасти утопающую компанию, некогда создавшую легендарный PalmPilot, но и вывести ее в победители, HP придется совершать крупные инвестицииРешение руководства HP о поглощении компании Palm способно не только спасти ее операционную систему webOS, но и создать угрозу конкуренции для Microsoft.

И хотя ожидается, что Windows Phone 7 бросит вызов BlackBerry на рынке деловых КПК, перспективы на нем у HP, благодаря уверенным продажам ее оборудования, теперь, возможно, даже лучше. Правда, HP для реализации этих перспектив придется поработать над интеграцией мобильных устройств с настольными ПК, в особенности с серверами Exchange.

HP платит за Palm около 1,2 млрд долл., что почти на 25% больше рыночной стоимости. Некоторые из акционеров недовольны, считая цену слишком низкой. Однако, учитывая плачевное состояние Palm, сделка с HP — лучшее, на что в Palm могли бы надеяться. Акции HP в день объявления о покупке Palm упали на 1% с небольшим.

Вложение со стороны HP способно оказать колоссальную поддержку операционной системе Palm webOS. В сущности, если бы не HP, система webOS была бы обречена, поскольку остальные претенденты на спасение Palm от покупки отказались. Задача генерального директора HP Марка Хёрда — заставить их пожалеть об этом.

Довольно странным представлялось то, что компания, столь успешная и многопрофильная, какой HP стала под руководством Хёрда, более не является игроком на рынке потребительских мобильных устройств. При всех неудачах Palm ее устройства и операционная система заслуживают высоких оценок. Благодаря обретению покровительства в лице HP компания Palm могла бы получить силы, которых ей не хватает для успешной деятельности на рынке. 

Линейка карманных компьютеров HP iPaq пользовалась не очень большим успехом, хотя в целом воспринималась хорошо и нравилась корпоративным клиентам компании. В отличие от iPaq, устройства Palm Pre, скорее всего, будут продаваться гораздо лучше.

Задача HP сейчас — из отстающих перейти в лидеры за счет использования webOS в продуктах, которые бы позволили компании расширить охват и корпоративного, и потребительского рынков. В качестве примера для подражания ей можно было бы взять Apple, которая некогда была почти в такой же ситуации, что и HP до покупки Palm. Конечно, мир с тех пор сильно изменился, в основном благодаря способности Apple сохранять лидерство на потребительском рынке. Однако, кроме Research in Motion с ее BlackBerry, сердца корпоративных заказчиков завоевать не удалось еще практически никому. Создав привлекательный с точки зрения потребителя смартфон со множеством бизнес-функций, HP могла бы не только обойти BlackBerry, но и бросить вызов устройствам на основе Windows Phone 7.

Генеральный директор Palm Джон Рубинстейн останется в своей должности, но неизвестно, насколько это хорошо для компании. Если бы Рубинстейн и его команда были идеальными руководителями, Palm бы не понадобилась HP. Конечно, в HP вряд ли будут совершать такие достойные дилетантов ошибки, из-за которых провалились новые продукты Palm. Одной из них стало решение анонсировать Palm Pre за несколько дней до выхода iPhone 3GS.

Новые инвестиции на подходе

Минусом сделки для HP может оказаться то, что покупка, возможно, была совершена слишком поздно. Чтобы не только спасти утопающую Palm, но и вывести ее в победители, HP придется совершать крупные инвестиции. Успех будет возможным, если HP удастся построить экосистему супермаркетов музыки и приложений, что до сих пор удалось только Appl, и в гораздо меньшей степени — Google. Вероятно, кому-то когда-нибудь и удастся повторить успех Apple, но для этого придется преодолеть сложные препятствия, которых становится все больше. Например, недавно появилось требование, согласно которому приложения для iPhone можно создавать только с помощью инструментария Apple, а значит, их версии для других платформ станет разрабатывать сложнее.

До сих пор разработчики не проявляли интереса к webOS, так что HP еще предстоит найти способ заинтересовать их. Пожалуй, единственное, что сейчас можно сделать, — это начать продавать телефоны на основе новой операционной системы, но потребители вряд ли обратят внимание на устройства, для которых почти нет приложений. В этом отношении HP оказывается в замкнутом круге.

Лучший аспект слияния HP с Palm — новые возможности, которые открываются перед ними и на корпоративном, и на потребительском рынке. Покупая Palm, компания HP наследует высокоразвитую операционную систему и бизнес, пребывающий в застое. Возможно, однако, Хёрду удастся вернуть Palm к процветанию, как он сделал это с самой HP. Слияния в Кремниевой долине обычно ни к чему хорошему не приводят, однако HP в свое время все же удалось извлечь из покупки Compaq хотя бы относительную выгоду. Принесет ли ей удачу приобретение Palm — это вопрос, ответ на который мы получим не раньше чем через несколько лет.