Одной из главных особенностей нового выпуска платформы окажутся встроенные инструменты бизнес-аналитики (Business Intelligence, BI), расширяющие возможности привычных для аналитиков продуктов Microsoft Excel 2010 и SharePoint Server 2010. К примеру, компонент Reporting Services позволяет создавать комплексные системы корпоративной отчетности, способные обслуживать тысячи пользователей. Конечным пользователям предлагается простой и удобный инструмент для самостоятельного построения отчетов Report Builder. Встроенный в платформу OLAP-сервер с развитыми возможностями многомерного анализа данных может обрабатывать информацию в реальном времени и обеспечивает логическое представление данных в бизнес-терминах. Также в нем имеется набор интеллектуальных алгоритмов для задач прогнозирования и выявления скрытых закономерностей.
Кроме того, в анонсированное решение входит модуль Power Pivot, который устанавливается как надстройка к электронным таблицам. Этот модуль обеспечивает загрузку в Excel неструктурированных данных из разных источников и приложений, а пользователь сможет самостоятельно описывать эти данные в различных бизнес-терминах, задавая между ними внутренние связи, добавляя собственную информацию и расчетные формулы. Благодаря легкости пользовательского интерфейса Power Pivot сотрудникам бизнес-подразделений не потребуется прибегать к помощи ИТ-специалистов при проектировании отчетов, что сэкономит время и оптимизирует стоимость владения всем BI-решением.
По словам директора по маркетингу платформы приложений Microsoft в Центральной и Восточной Европе Тары Сеппы, 75-80% всех усовершенствований платформы SQL Server 2008 так или иначе связано с бизнес-аналитикой. В то же время часть обновлений платформы нацелена на повышение масштабируемости, эффективности и управляемости решений. Важным новшеством с точки зрения эффективости аналитических решений стала технология StreamInsight, поддерживаемая SQL Server 2008 R2. Ее суть заключается в том, что она позволяет обрабатывать и анализировать поступающие данные на лету, без предварительной очистки и загрузки в хранилище. Специальные программные фильтры выделяют из потока данных только значимые для конкретного бизнес-процесса сведения, что дает возможность минимизировать объем хранимой исторической информации без потери качества.
Благодаря применению алгоритма потоковой обработки данных о событиях (Complex Event Processing, CEP) сокращается время выявления различных закономерностей и повышается скорость принятия решений. Такое свойство технологии StreamInsight обеспечивает ей широкую востребованность в телекоммуникационной сфере, где операторам необходимо анализировать каждое тарифицируемое событие в сети, чтобы исключить возможную утечку доходов.
Заместитель руководителя службы технического анализа дирекции по управлению фродом и гарантированию доходов компании «Вымпелком» Валентин Кошкин рассказал, как используется решение на базе Microsoft StreamInsight у этого сотового оператора. По его мнению, на рынке сегодня представлено не много промышленных систем класса FMRA (Fraud Management & Revenue Assurance), причем все они очень дороги. Сейчас такие решения внедрены лишь в самых крупных региональных отделениях «Вымпелкома». В остальных же офисах используется ручной труд аналитиков, работающих с СУБД и системами бизнес-аналитики. К тому же в этом случае необходимы мощные вычислительные ресурсы, поскольку обработка происходит по большому объему «сырых» данных.
Перед подразделением Кошкина была поставлена задача разработать типовое решение на базе SQL Server 2008 R2, которое затем можно будет тираживать во все филиалы компании. В пилотном проекте, реализованном в «Вымпелкоме» всего за три месяца, была обеспечена полнота тарификации сервиса SMS путем сравнения количества тарифицируемых событий на SMS-центре и в биллинговой системе. На выходе аналитической системы формируются предупреждения о расхождении в данных. В результате аналитики «Вымпелкома» теперь имеют дело не с «сырыми» данными, а с предупреждениями, которые характеризуются заметно меньшим объемом. Анализ данных по конкретному SMS-центру, как отметил Кошкин, производится на три-четыре часа быстрее, чем раньше.