«Бизнес-аналитика — самый перспективный и быстрорастущий сектор ИТ-индустрии», – заявила на конференции «QlikView: измените ваш мир» Наташа Матепука, менеджер по маркетингу компании QlikTech. В настоящее время QlikTech имеет 13 тыс. корпоративных клиентов в 95 странах, и их число непрерывно растет.
Будет неверным утверждать, что предложение в сегменте аналитических приложений невелико. Несмотря на слияния и поглощения последних лет и сокрашение числа различных логотипов, у предприятий любых масштабов имеется широкий выбор. Они проявляют все больший интерес к инструментарию категории Business Intelligence, стремясь адаптировать свои продукты и услуги к усложняющимся требованиям клиентов. Кроме того, у большинства компаний уже нет возможности дальнейшего снижения издержек - улучшить свои финансовые результаты они могут только за счет увеличения объемов продаж. Одновременно они сталкиваются с очевидными финансовыми проблемами и серьезными ограничениями на сроки ввода в эксплуатацию приобретаемого ПО.
Оптимизм руководства QlikTech, по словам Матепуки, основан на том, что продукция компании заполняет актуальную рыночную нишу. С одной стороны, на сегодняшний день наиболее популярным и распространенным аналитическим инструментом остается Microsoft Excel. Его можно встретить на рабочих местах менеджеров любого уровня. Однако его функциональные возможности уже недостаточны. Безусловно, Visual Basic способен компенсировать этот недостаток, но для этого требуется время и специалисты, которых катастрофически не хватает. Сотрудники, способные понять потребности бизнеса и быстро написать подходящий макрос, буквально нарасхват. К тому же нет возможности заставить Excel обрабатывать актуальные для бизнеса объемы данных, а они нарастают лавинообразно, поскольку компании вовлекают в сферу анализа все больше источников данных. Доходит до того, что аналитические отделы компаний держат в штате специалистов, которые средствами SQL выгружают в Microsoft Excel необходимые выборки и проводят в нем последующую обработку, но это существенно снижает оперативность анализа. Между тем, в идеале, лицу, принимающему решения, следует проводить необходимый анализ самостоятельно.
На другом крае спектра аналитических инструментов — BI-решения компаний SAS, IBM Cognos и их конкурентов, которые обладают мощными аналитическими функциями, возможностью приблизить аналитику к рабочим местам менеджеров любого уровня, но зачастую слишком дороги и сложны, требуют для поддержания их в рабочем состоянии либо собственного компетентного ИТ-специалиста, либо контракта на обслуживание у поставщика услуг.
QlikView занимает промежуточное между этими крайностями положение. С одной стороны, если отказаться от клиент-серверной структуры, развертывание этого приложения сводится к его распространению по рабочим местам с помощью любого доступного механизма, в крайнем случае просто инсталляции на каждый компьютер. Каждый экземпляр приложения будет функционировать самостоятельно, допуская перенос данных при наличии соответствующей лицензии. Тем не менее система позволяет консолидировать данные из множества источников и быстро обрабатывать с использованием сложных алгоритмов большие объемы информации за счет использования оперативной памяти. Ответ, как уверяют в QlikTech, можно получить буквально «со скоростью мысли».
На конференции своим опытом использования QlikView поделились представители ряда компаний. В частности, Георгий Кондрашихин, менеджер проектов BI компании «Фармак», созданной на базе Киевского химико-фармацевтического завода, отметил, что до начала проекта в компании не было единого взгляда на данные. Активный поиск подходящих аналитических инструментов начался в тот момент, когда стала очевидной необходимость выявления точек потенциального роста и точек возникновения убыточности. Рассматривались решения IBM Cognos, SAP Business Objects и ряд других, но выбор пал на QlikView. Если до внедрения QlikView на построение куба данных, накопленных за два месяца, уходило 40 минут, то теперь это происходит почти в реальном времени. Внедрение системы позволило разгрузить аналитиков и усовершенствовать учет затрат. Затраты на проект, включая обучение и консалтинг, Кондрашин оценил в 160 тыс. евро.