Большую часть первого дня работы ежегодной конференции Space Elevator Conference собравшиеся обсуждали проблему космического мусора, приобретающую все большее значение. Затем ученые обратились к вопросам создания лифта в космическое пространство.
"Главное препятствие, несопоставимое по сложности со всем другими, — это материалы", — пояснил в своем выступлении Брайан Лабшер, президент компании Odysseus Technologies.
Ученые рассматривают возможность построить лифт в космическое пространство из специальной резины, состоящей из углеродных нанотрубок. Такая труба могла бы протянуться от поверхности Земли до геостационарной орбиты. Специальные космические корабли, как кабины лифта, могли бы поднимать людей и предметы в околоземное пространство.
Проблема заключается в том, что пока неизвестно, можно ли создать нанотрубки достаточной прочности.
"До сих пор в изучении свойств углеродных нанотрубок основной упор делался на их электрические характеристики", — отметил Лабшер.
Разумеется, использование нанотрубок в электронике сулит большие перспективы, но до сих пор соответствующие исследования проводились в ущерб изучению их прочностных характеристик. Ученые, работавшие над созданием сверхпрочных нанотрубок, отложили свои работы из-за недостаточного финансирования, посетовал Лабшер.
Гигантская конструкция из нанорезины должна не только протянуться на 35,5 тыс. км, она должна также поддерживать кабину "космического лифта", вес которой может составить 7 тонн, плюс 13 тонн полезной нагрузки.
Угрозу этому сооружению может представлять космический мусор. Находящиеся в околоземном пространстве предметы могут повредить его. На конференции было, в частности, предложено собрать мусор с помощью гигантской сетки и уничтожить его.
Еще одна задача — как смонтировать лифт на плавучей платформе, которая могла бы находиться в океане для большей мобильности Это, в свою очередь, порождает вопрос о том, как подобная структура будет реагировать на движение в какой-либо своей части. Пока непонятно, как нанорезина будет колебаться при движении лежащей в ее основании платформы.
Космические лифты должны радикально сократить затраты на отправку людей и грузов CURSOR в космос. Стоимость доставки одного килограмма полезного груза ракетами «Дельта» или «Атлас» достигает 10 тыс. долл. При использовании космического лифта эта сумма первоначально снизилась бы до 3 тыс. долл., а впоследствии могла бы составить не более 300 долл. за килограмм.
По оценкам Лабшера, затраты на научные исследования, необходимые для строительства первого космического лифта, могут составить 1,5 млрд долл., и 18 млрд — на само строительство. Следующие лифты обойдутся приблизительно в 7 млрд долл.
Если достаточно прочные нанотрубки будут созданы, первый лифт может быть построен через 15 лет.
В дополнение к уже перечисленным проблемам энтузиасты этой работы сталкиваются еще с одной специфической трудностью — многие считают идею просто смешной. Как предположил знаменитый писатель-фантаст Артур Кларк, космический лифт поднимется в космос через 50 лет после того, как все перестанут поднимать его на смех.
Впрочем, идея эта насчитывает уже не один десяток лет. В нынешнем году конференцию посетил Юрий Арцутанов, российский инженер, родившийся в 1929 году. Хотя принято считать, что Артур Кларк был первым, кто высказал подобную идею, Арцутанов опубликовал статью, описывающую основные принципы космического лифта, в 1960 году. Однако эта работа осталась незамеченной в России. Книга Кларка "Фонтан рая", где он впервые описал подобную конструкцию, была написана в 1979 году, после того как он прочитал статью еще одного ученого, Джерома Пирсона, о космических лифтах.