У компании HP нет собственных массивов хранения корпоративного класса. Как и связка Oracle и Sun, HP продает системы Universal Storage Platform в рамках OEM-соглашения с компанией Hitachi Data Systems. Поэтому инициатива Dell, предложившей неделю назад за 3Par 1,15 млрд долл., несет в себе непосредственную угрозу положению HP на рынке корпоративных ЦОД. Облачная архитектура хранения 3Par создает благоприятные условия для успешного освоения компанией этого пространства.
Директор HP по выработке стратегии и технологиям Шейн Робинсон убежден в том, что в качестве покупателя HP больше подходит 3Par, чем Dell, в том числе и потому, что штаб-квартиры и HP, и 3Par расположены в Кремниевой долине.
Представители руководства HP заявили, что уже давно присматриваются к 3Par и даже успели сделать этой компании предварительное предложение, детали которого, впрочем, не раскрываются.
В 3Par отказались комментировать наличие предложения от HP. Точно так же поступила и пресс-служба Dell.
«Понятно, что, предлагая на 33% больше своего конкурента, вы делаете очень серьезное заявление и исходите при этом не из текущей стоимости компании, — заметил аналитик Enterprise Strategy Group Марк Питерс. — Теперь остается ждать, у кого первым сдадут нервы, кто откажется от намерения победить в этой войне».
"Технологии 3Par помогут HP расширить круг своих предложений для создания сервисов общедоступных и частных облаков, — заявил Дейв Донателли, исполнительный вице-президент и генеральный менеджер HP, курирующий направление корпоративных серверов, систем хранения и сетевых технологий. — У HP есть уникальная возможность вывода продуктов 3Par на рынок. Другие компании просто не в состоянии добиться того, что доступно нам".
Удар в подбрюшье EMC
Когда-то Донателли возглавлял подразделение EMC Storage Division. Но в апреле 2009 года он покинул EMC и присоединился к HP.
Худшего сценария для EMC и придумать было нельзя. В прошлом году компания могла добиться от суда запрета на открытый переход Донателли в подразделение систем хранения HP. По условиям подписанного с EMC соглашения в течение года он не имел права работать на прямых конкурентов компании. Теперь же у Донателли и HP появилась возможность заполучить технологию, которая составит непосредственную конкуренцию массивам старшего класса EMC Symmetrix.
"Нет никаких сомнений в том, что Донателли жаден до технологий, — заметил главный консультант Taneja Group Арун Танеджа. — С самого первого своего дня в HP он дал понять, что не собирается ограничиваться продажей массивов HDS".
Схватка между HP и Dell напоминает поединок, развернувшийся в 2009 году. Тогда EMC и NetApp спорили за право обладания ведущим производителем средств исключения дублирования данных — компанией Data Domain. Первое предложение поступило от NetApp, но в июле 2009 года EMC сумела одержать окончательную победу, пообещав 2,1 млрд долл., причем не акциями, а "живыми деньгами", за компанию, оборот которой в 2008 году составил всего 274 млн долл.
И хотя совет директоров Data Domain поначалу противился вхождению в состав EMC, после очередного увеличения суммы предложение было принято.
Объем продаж 3Par в финансовом году, завершившемся 31 марта, составил 194,3 млн долл. Таким образом, денежная компенсация, предлагаемая HP, в восемь раз превышает годовой оборот 3Par. Но и в такой ситуации аналитики склонны считать, что ценовая война на этом не закончится. Все ждут ответного предложения со стороны Dell.
И у HP, и у Dell весьма глубокие карманы. В прошлом финансовом году объем продаж Dell составил 52 млрд долл., а HP — 114 млрд долл.
"Будет очень странно, если кто-то из этих монстров сдастся так быстро", — заметил Питерс.
Что все это означает для Dell?
На протяжении последних двух лет Dell активно скупает поставщиков, работающих на рынке систем хранения. В 2008 году был куплен производитель средств хранения iSCSI, компания EqualLogic, в феврале текущего года — поставщик NAS-устройств Exanet, а в июле — компания Ocarina Networks, специализирующаяся на средствах сжатия данных. Dell последовательно проводит стратегию выхода на рынок с лучшими в своем классе продуктами.
Общая емкость объединенных в кластеры массивов хранения 3Par достигает нескольких петабайтов. Доступ к соответствующим ресурсам можно предлагать бизнес-подразделениям в качестве услуг. Благодаря централизованному управлению и возможности наращивания производительности и емкости за счет использования дополнительных строительных блоков такая технология особенно хорошо подходит для поддержки виртуальных серверов, а также инфраструктуры общедоступных и частных облаков.
Таким образом, если Dell покупает 3Par, у компании появляется прочный фундамент для дальнейшего строительства облачных систем.
"Желания Dell никогда не ограничивались исключительно системами хранения и продолжают оставаться таковыми, — подчеркнул Питерс. — Dell претендует на нечто большее, чем роль корпоративного игрока на рынке ЦОД, что только усложняет выстраивающуюся мозаику".
"Наверное, вхождение в состав Hewlett-Packard для 3Par предпочтительнее, поскольку HP имеет долгую историю работы на рынке систем хранения для корпоративных ЦОД, — отметил Танеджа. — Но компания Dell сумела продемонстрировать свое умение эффективно управлять купленными компаниями. В частности, оборот компании EqualLogic, выпускающей системы хранения iSCSI, вырос за год на 63%.
Когда Dell покупала EqualLogic, все кричали: 'О чем только там думают? Теперь все компании, подписавшие с EqualLogic реселлерские соглашения, исключат всякие контакты с нею'. И как же они ошибались!»
А как насчет EMC, IBM, а может, и Oracle?
Эксперты сходятся в том, что другие игроки на рынке систем хранения и решений для ЦОД — IBM, EMC и даже Oracle вряд ли вмешаются в схватку, развернувшуюся между Dell и HP. У IBM и EMC уже имеются собственные массивы хранения класса предприятия, поэтому покупка другого производителя станет фактическим признанием недостатков существующих технологий.
Oracle еще только предстоит переварить покупку компании Sun Microsystems, которая в настоящее время продает массивы старшего класса HDS, а также собственные системы начального и среднего уровня. Таким образом, Oracle не вполне годится на роль покупателя 3Par.
"Для 3Par корпорация Oracle тоже не подходит, — подчеркнул Танеджа. — Посмотрите, что они сделали с Sun. Вся открытость была уничтожена. Клиенты и так уже начинали уходить от Sun. А под руководством Oracle этот процесс лишь ускорился".
С такой точкой зрения согласен и Питерс: "Думаю, все остальные будут тихо стоять в сторонке и наблюдать за тем, как два гиганта пытаются сломать друг другу шею".