Роботизированная очистная система носит название Seaswarm. Ученые заявляют, что она более эффективная и дешевая, чем традиционные методы очистки нефтяных пятен. По оценкам исследователей, флотилия из 5 тыс. роботов Seaswarm могла бы всего за месяц устранить пятно таких же размеров, что появилось в Мексиканском заливе в результате взрыва нефтяной платформы.
«Мы надеемся, что гигантские нефтяные пятна, подобные возникшему из-за аварии на Deepwater Horizon, в будущем уже не появятся, однако малые утечки нефти в процессе морского бурения происходят постоянно, — отметил сотрудник МТИ Карло Ратти. — Мы задались целью спроектировать простую и недорогую систему очистки для решения этой проблемы. В отличие от традиционных нефтесборщиков, Seaswarm представляет собой систему малых автономных модулей, которые действуют слаженно, подобно рыбьему косяку, и «переваривают» нефть на месте, работая круглосуточно без вмешательства человека».
Прототип робота в ближашее время будет продемонстрирован на международном фестивале по нанотехнологиям в Италии, который пройдет под девизом «Как нанотехнологии изменят жизнь людей к 2050 году».
Длина каждого робота 4,9 м, ширина — 2,1 м. Большую часть площади модуля занимает конвейерная лента, покрытая сетью из тонкой нанопроволоки, которая поглощает нефть. Такая наносеть отталкивает воду, но способна впитать нефти в 20 раз больше своего веса. Как объясняют разработчики, нефть затем можно изъять из робота и сжечь, после чего наносеть можно будет использовать повторно.
Слаженная работа модулей Seaswarm обеспечивается с помощью беспроводной связи и GPS. Роботы определяют границу пятна и двигаются от краев внутрь, распределяясь при этом по разливу равномерно. Как утверждают в МТИ, роботы никогда не скапливаются и не оставляют неочищенных участков.
«Мы задумали создать нечто подобное ковровой дорожке, которая будет развертываться на воде и целиком впитывать нефтяной разлив с ее поверхности, — пояснил исследователь МТИ Ассаф Бидерман. — В результате было спроектировано водное судно нового типа: простая и легкая транспортерная лента, которая скользит по поверхности океана, лавируя на волнах».
Энергию робот получает от солнечной панели площадью 2 кв. метра В МТИ заявляют, что модуль сможет работать непрерывно в течение нескольких недель. В институте отмечают, что в ходе очистки Мексиканского залива было задействовано свыше 800 нефтесборщиков, но при этом удалось собрать лишь 3% поверхностной нефти.
В МТИ активно ведется проектирование роботов для различных применений. Например, в октябре прошлого года было объявлено о разработке роботизированной системы Affective Intelligent Driving Agent для автомобилей. Она призвана полностью изменить взаимодействие человека с автомобилем, обещая помочь избегать заторов и находить самый дешевый бензин на маршруте.
А в прошлом году образованная на базе МТИ компания Boston Dynamics заявила о начале работы над четырехколесным роботом Precision Urban Hopper, способным перепрыгивать через препятствия и помогать войскам при ведении боевых действий.