Если говорить о высшей школе, то одним из основных направлений в ближайшие годы станет развитие прикладных исследовательских компетенций вузов. Базой для этого послужили в первую очередь результаты нацпроекта по поддержке инновационных программ вузов, а также по созданию федеральных и национальных исследовательских университетов. На кооперацию вузов и предприятий планируется в течение трех ближайших лет выделить из федерального бюджета порядка 19 млрд руб., а на развитие инновационной инфраструктуры – 8 млрд руб.
Школьная жизнь
В результате реализации нацпроекта «Образование» количество школьников, приходящихся на один компьютер, снизилось в 2008 году с 48 до 20 человек, а в марте 2010-го – до 14. Обеспечить переход всех общеобразовательных учреждений на уровень, заданный в инициативе «Наша новая школа», планируется через внедрение новых стандартов, ИТ-обучение педагогов и максимально широкое использование современных информационных технологий. В 2011-2013 году предполагается выделить из федерального бюджета 1,5 млрд руб. на реализацию мероприятий, проводимых на базе стажировочных площадок. Одним из основных направлений кадровой переподготовки учителей на стажировочных площадках является использование электронных образовательных ресурсов. В течение трех лет только на базе стажировочных площадок пройдут переподготовку порядка 30 тыс. работников из всех муниципальных образований, которые, как планируется, в свою очередь передадут полученные знания всему кадровому составу общего образования.
Собственные инициативы развивают лидеры мировой ИТ-индустрии. Так, корпорация Microsoft приняла решение обеспечить российские школы операционной системой Windows 7 и бесплатными учебными материалами. В течение апреля 2010 года в 54 тыс. школ России были бесплатно разосланы установочные диски с данной ОС с возможностью установить ее не только на учебные компьютеры в классах, но и на домашние компьютеры учителей. Вместе с дистрибутивом Windows 7 поступают диски с учебными материалами для школьников, преподавателей и руководителей школ, бесплатными программными продуктами и набором интерактивных учебных курсов. Лицензия на операционную систему действует до конца 2010 года, то есть до окончания срока действия cоглашения «Обеспечение лицензионной поддержки стандартного (базового) пакета программного обеспечения для использования в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации в 2007-2010 годах». Учебные материалы созданы и рецензированы преподавателями – активными участниками сообществ портала «Сеть творческих учителей» www.it-n.ru и www.e-teaching.ru. В ходе проекта «Информатизация системы образования", реализуемого Национальным фондом подготовки кадров по поручению Минобрнауки, создается Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/catalog. Интерес представляет также интернет-альманах «Вопросы информатизации образования» http://www.npstoik.ru/vio/.
Данный шаг со стороны Microsoft — возможность еще более утвердиться на рынке. От подобных предложений трудно отказаться. Это признают даже в пилотных регионах внедрения свободного ПО, в частности в Татарстане, самом «электронном» регионе. Система управления образовательным процессом в большинстве школ базируется на программном обеспечении Microsoft, и резкий переход на иную платформу в состоянии парализовать деятельность образовательных учреждений. Кроме того, потребуется переобучить огромную армию учителей.
Корпорация Intel запустила новый образовательный портал и объявила конкурс на получение ученических ноутбуков. Портал «Образовательная галактика Intel» будет содержать информацию о программах Intel для учебных заведений — сначала общеобразовательных, а в будущем и высших – и, как планируется, станет площадкой для общения педагогов. За последние десять лет около 650 тыс. учителей прошли программу повышения квалификации "Обучение для будущего", более 100 тыс. школьников посетили внеклассные занятия "Учимся с Intel». Кроме того, с 2007 года компания подарила школам около 6 тыс. ноутбуков по программе "Один ученик — один компьютер".
Компания НР предлагает единую систему управления средой обучения Managed Learning Environment, которая представляет собой компьютерную сеть со специализированным контентом и набором услуг, образующую единую интегрированную структуру, позволяющую преподавателям обмениваться опытом и знаниями, а также контролировать успеваемость каждого ученика с большей эффективностью, а ученикам — участвовать в совместных акциях и проектах между разными школами. Эта технологическая среда способна обеспечить детям более простой и удобный доступ к ресурсам в школе и вне школы, индивидуальную программу обучения, а также снять с преподавателей и администрации школ большой объем бумажной работы и тем самым сберечь им дополнительное время, необходимое для более качественного преподавания и разработки индивидуальных программ обучения.
В качестве направлений развития можно выделить общую актуализацию в российском образовательном пространстве дополнительных и дистанционных форм образования, внедрение в образовательный процесс свободного ПО, организацию проектной деятельности учащихся, переход к профильному образованию, развитие сетевых образовательных сообществ. Большие надежды возлагаются на создание и сопровождение информационно-образовательных сред открытого и дистанционного обучения, на развитие новых объектных технологий создания баз учебных материалов и мультиагентных технологий образовательных порталов.
ИТ в высшей школе
Информатизация образования затронула и высшую школу. Конкуренцию, и без того достаточно серьезную, еще более обостряет введение двухступенчатой системы образования. Автоматизация основных процессов и ИТ-поддержка учебной деятельности должны способствовать росту конкурентоспособности учебного заведения.
Наиболее перспективным направлением автоматизации вузов является внедрение комплексных систем управления учебным заведением. Компания IBS создает для Нижневартовского государственного гуманитарного университета систему управления вузом на базе «IBS: Управление образовательным процессом» на платформе «1С: Предприятие 8.1». Не менее актуальны и проекты по автоматизации управления учебным процессом. В ГУ–ВШЭ внедряется система информационного бизнес-анализа данных, разработанная специалистами ЛАНИТ на базе аналитической платформы SAP BusinessObjects Edge Business Intelligence. Основной целью проекта было создание системы, обеспечивающей доступ руководства к источнику полных и достоверных данных, относящихся к деятельности вуза по организации и поддержке учебного процесса, а также к веб-инструментарию анализа этих данных.
Компания SAS реализует академическую программу, предлагая вузам лицензионные пакеты ПО по особым ценам. Участники программы получают возможность присоединиться к процессу глобального международного взаимодействия между студентами и преподавателями по программам, связанным с использованием аналитических методов. Недавно национальный исследовательский ядерный университет МИФИ и IBM подписали меморандум о взаимопонимании, целью которого является создание первого в России академического центра компетенции IBM, реализующего идеи проекта Smarter Planet и направленного на содействие в организации обучения студентов использованию программных продуктов корпорации. Академическая программа IBM в МИФИ действует с 1997 года. Корпорация создает и отраслевые центры компетенции на базе вузов, например, в РГУ нефти и газа им. И. М. Губкина построен первый в России стенд, призванный продемонстрировать достоинства совместного использования мэйнфреймов IBM System z и решений на платформе SAP NetWeaver.
Информационные технологии занимают все более прочные позиции непосредственно в процессе образования. В организации научно-исследовательской работы особую роль играют центры виртуальной реальности и 3D-лаборатории. Представители немецкой компании TLS Communication предлагают мультимедийные технические средства обучения. Для изучения иностранного языка существует мультимедийная система и аппаратное решение DidacNet, основанное на цифровых методах передачи данных и позволяющее полностью избавиться от проблем качества передаваемого изображения на значительные расстояния. Цифровой планетарий Digistar 4 компании Evans & Sutherland, проецируя 3D-изображения, позволяет не только изучать географию, геологию, биологию и астрономию, но и применять эту систему в научной и проектно-исследовательской деятельности студентов в области освоения нанотехнологий и наносистем. Российская компания 3Dream Team предлагает программную платформу для создания визуальных коммуникаций; с помощью трехмерной интерактивной системы можно в короткие сроки создать электронные библиотеки, которые по-новому представят музейные экспонаты и уникальные артефакты.
В МГИМО создана система учебных ситуационных центров. Впервые в учебном процессе совмещены классический ситуационный центр, многофункциональная система моделирования ситуаций и мультимедийная учебная аудитория. Ситуационные центры оборудованы системами видеоконференц-связи, передовыми средствами отображения информации и проведения интерактивных презентаций.